Повышение статуса СФ поможет России защитить свои интересы на Севере.
Владимир Путин подписал указ, приравнивающий Северный флот России к военному округу (ВО). Указ вступает в силу с 1 января 2021 года. Тем временем командующий Северным флотом Александр Моисеев заявил об «увеличении активности военной деятельности иностранных государств вблизи наших границ в регионе».
Впервые Северный флот был упомянут в качестве ВО в указе президента о военно-территориальном делении России, подписанном в июне 2020 года. Согласно документу, в его состав вошли Архангельская (включая Ненецкий автономный округ) и Мурманская области, а также Республика Коми, ранее входившие в Западный ВО.
Этому предшествовал заход в Баренцево моря группы американских эсминцев «Портер», «Дональд Кук» и «Франклин Рузвельт» и британского фрегата «Кент». Вторжение под предлогом проверки свободы судоходства случилось впервые после окончания холодной войны. При этом союзник по НАТО — Норвегия, отказалась от участия в походе, сочтя его провокацией.
Группу кораблей потенциального противника взяли тогда на сопровождение силами и средствами Северного флота, включая развертываемую в арктических широтах комплексную систему освещения воздушной, надводной и подводной обстановки. Часть акватории Баренцева моря закрыли для проведения артиллерийских стрельб ракетного крейсера «Маршал Устинов».
Осенью 2019 года в США представили «Арктическую доктрину», предусматривающую в том числе блокирование российского Северного морского пути (СМП) военными судами. Речь в ней идет о «развертывании более смертоносной, устойчивой, гибкой боевой группировки, способной обеспечить конкурентное преимущество в этом ключевом регионе». Что остается России, как не защищаться?
— Подписание указа о присвоении Северному флоту статуса военного округа — это заключительная фаза процесса, который длился последние 3−4 года, — говорит экс-командующий Северным флотом (1999−2001 годы) адмирал Вячеслав Попов. — Сейчас поставлены все точки над «i».
Статус ВО дает Северному флоту дополнительные функции, новую нагрузку. Военная, оборонительная функция как была, так и остается. Зона ответственности тоже неизменна. Но добавятся организационные вопросы: взаимодействие с администрациями регионов в зоне ответственности флота, работа военкоматов, призыв и т. п. Это всё функции военного округа и теперь флоту придется их выполнять. И, конечно, придется плотнее работать с инфраструктурой, в частности, по защите Северного морского пути.
Об организационных деталях происходящего процесса «СП» рассказал капитан 1 ранга запаса Константин Сивков.
— Поднятие статуса Северного флота до военного округа объясняется принятым чуть раньше решением о том, что командование флота является основой стратегического командования в арктической зоне.
«СП»: — Поясните, пожалуйста…
— Если на других флотах они находятся в подчинении соответствующих региональных командований, созданных на основе сухопутных войск и приморских округов (Дальневосточного, Западного, Северо-Кавказского на черноморском побережье), то командование Северного флота само является региональным командованием и именно ему теперь подчиняются сухопутные войска и приморские соединения ВКС.
Северный флот — это стратегическое объединение ВМФ России. Таким же стратегическим объединением у нас является Тихоокеанский флот. А вот Черноморский и Балтийский флот — оперативно-стратегические объединения. Это связано с масштабом, значимостью стоящих перед ними задач. В предстоящей глобальной войне закрытые театры военных действий Черного моря и Балтики будут иметь меньшее значение, чем ТВД на севере и на Дальнем Востоке.
«СП»: — Почему в состав нового военного округа вошла лишь часть арктического побережья России? В указе президента перечисляются субъекты федерации расположенные западнее Ямала…
— Регионы, расположенные восточнее, по-прежнему входят в Сибирский и Дальневосточный военные округа. Это обусловлено тем, что там значение морской войны будет минимальным. Американцы не смогут развернуть на этой территории свои силы, а значит, и нам там нечего делать. Основные столкновения ожидаются на северо-западном стратегическом направлении, в районе Баренцева моря. Недаром и в советское время, и сейчас именно там базируется наш Северный флот.
По мнению директора Центра экономики Севера и Арктики Александра Пилясова, повышение статуса Северного флота видит в контексте экспансии России в Арктике.
— В нашей арктической политике не хватает системности. Отдельные меры вроде бы предпринимаются, но целостного подхода к реагированию, решению проблем не наблюдается. Системность предполагает и кадры, и единство военного и гражданского — чтобы одним «кулаком» действовали, и законотворчество — совершенствование нормативной базы всегда отстает. Поэтому придание статуса военного округа Северному флоту следует рассматривать именно с этой позиции.
Если мы хотим вставить арктическую тему, в том числе ресурсные, транспортные проекты, в повестку развития страны, придать ей приоритет на долгие годы, то конечно нужно бить в одну точку всеми возможными инструментами, включая вооруженные силы. Нужно подтягивать флот, армию, чтобы защитить арктические острова, которые в советское время были успешно заселены, потом мы их поспешно покинули, а теперь опять понемногу возвращаем. То же самое касается и побережья.
Помимо чисто военной составляющей важны экология, активность ресурсных компаний, судостроение, строительство атомных ледоколов, загрузка собственных верфей, импортозамещение через арктические потребности. Все эти аспекты должны развиваться в одном комплексе. И повышение статуса Северного флота вписывается сюда. Конечно, ему предстоит ставить новые задачи по сопровождению судов, по обустройству.
«СП»: — Уже военные корабли супостата стали подходить вплотную к нашим водам…
— Это связано с изменением климата, которое меняет в Арктике буквально всё. Льда становится мало. Коллеги говорят, что уже этим летом можно было пройти СМП насквозь, не встретив ни одной льдины. В результате, возможность проникновения иностранных судов в наши воды увеличивается,
Несанкционированный проход на освободившиеся ото льда арктические акватории — недооцененная, но очень серьезная угроза. Причем, это могут быть и не военные, а например транспортные суда частных владельцев. Если лед — больше не барьер, то пойдут и не спросят. И что делать?
«СП»: — Мы помним, как недавно американский военный корабль вошел в наши территориальные воды на Дальнем Востоке. Еле-еле выгнали сторожевиком…
— Ледоколы в такой ситуации не защитят. Возникает естественная необходимость усиливать вооруженность и статус Северного флота. Это один из трех способов контролировать арктические акватории. Два других: экология и добыча ресурсов. Мы отвечаем за арктическую акваторию по международным экологическим соглашениям, и если кто загрязнит, отвечать придется нам. Но и здесь нужна сила.