«Севморпуть» зашел в пролив Ла-Манш и продолжает путь в Санкт-Петербург, где встанет на ремонт после поломки лопасти винта у берегов Анголы. Европа тем временем внимательно отслеживает ход единственного в мире атомного контейнеровоза. Депутаты испанской Галисии даже требовали, чтобы Мадрид запретил проход судну в экономической зоне Испании в Атлантическом океане, а у французских берегов «Севморпуть» сопровождают аварийные буксиры, зафрахтованные военно-морскими силами страны.
По данным навигационных порталов Vesselfinder и Marinetraffic, атомный контейнеровоз «Севморпуть» зашел в пролив Ла-Манш и продолжает следовать в Санкт-Петербург, куда планирует прибыть 30 декабря.
Проход судна с ядерной установкой КЛТ-40, в которой находятся 150 килограммов обогащенного урана, пристально отслеживают европейские власти и он сопровождается громкими заявлениями неправительственных организаций. Они боятся, что зимние штормы могут выкинуть атомное судно с поврежденным ходовым винтом на берег.
В начале октября с модулями для обновления станции «Восток» контейнеровоз «Севморпуть» отправился из Санкт-Петербурга в Антарктиду. Однако 18 октября, проходя мимо Африки, потерял одну из четырех лопастей ходового винта и был вынужден остановиться в заливе Луанды, где пробыл месяц. В «Атомфлоте» сообщили, что на судне проводились ремонтные работы винто-рулевого комплекса: «В связи с повреждением одной из лопастей атомного контейнеровоза было принято решение ее демонтировать». В компании при этом подчеркивали, что судно обладает всеми мореходными качествами, а ядерная энергетическая установка атомного контейнеровоза работает в штатном режиме.
Привести в порядок в море винто-рулевой комплекс «Севморпути», однако, не удалось. А власти Анголы и ЮАР категорически отказались допустить судно в свои порты для ремонта из-за наличия ядерной установки. И 3 декабря атомный контейнеровоз отправился в обратный путь. 16 декабря же снова остановился — у Канарских островов. Вертолет Морского спасательного агентства эвакуировал командира «Севморпути» с симптомами менингита в Лас-Пальмас.
После этого в Европе начал подниматься шум. Например, французская неправительственная экологическая организация Robin des Bois («Робин Гуд») потребовала взять «Севморпуть» под конвой. В Еврокомиссии сообщили ее представителям, что следят за судном с помощью систем Европейского агентства морской безопасности (EMSA).
«До сих пор национальные системы экологического радиологического наблюдения не обнаружили какого-либо аномального значения измерения», — сообщила испанской El Pais представитель Главного управления Торгового флота Испании Марина Мерканте. А в «Росатоме» заявили, что судно по-прежнему обладает всеми мореходными качествами и атомный энергоблок работает в штатном режиме.
Тем не менее, сообщает El Pais, испанский Совет по ядерной безопасности (CSN) на прошлой неделе провел консультации с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) по «Севморпути». Тем временем в испанских провинциях, мимо которых шло судно, ситуацией с российским атомным контейнеровозом озаботились местные депутаты. Так, например, парламентская группа в Галисии потребовала от центрального правительства, чтобы «Севморпуть» не проходил мимо побережья провинции, сообщала La Voz de Galicia.
Париж же отреагировал тем, что выслал на встречу российскому контейнеровозу аварийные буксиры, которые зафрахтовали ВМС страны. Robin des Bois сообщила вчера, что в Бискайском заливе «Севморпуть» встретили немецкое правительственное исследовательское судно Polarstern, которое может изучать радиационный фон, и аварийный буксир Abeille Bourbon.
Судя по данным навигационных порталов, немецкое судно просто следовало мимо атомного контейнеровоза, а вот Abeille Bourbon действительно сопровождал «Севморпуть» около 150 миль, после чего эстафету подхватил идентичный аварийный буксир Abeille Liberte. Он следует за атомным контейнеровозом на расстоянии 10 миль со вчерашнего дня и, очевидно, проводит судно до конца пролива Ла-Манш.
Единственный в мире атомный контейнеровоз «Севморпуть» спустили на воду на керченском заводе «Залив» в 1986 году. После этого он большую часть времени простоял у причала, и его едва не порезали на металл. Но в 2014 году он прошел доковый ремонт в Росляково, и лихтеровоз снова ввели в строй в 2015 году.
Атомный контейнеровоз должен стать одним из судов, которые обеспечивают развитие Северного морского пути. 25 сентября «Севморпуть» доставил из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург экспериментальным рейсом 206 рефрижераторных контейнеров с белой, красной рыбой и кальмаром.
«Рейс выполнен в рамках исполнения поручения президента России от 7 июня 2020 года о проработке вопроса снижения стоимости рыбной продукции путем уменьшения затрат на ее доставку из регионов Дальнего Востока в европейскую часть России, используя Северный морской путь», — сообщали в «Атомфлоте».
Заместитель гендиректора по экономике и финансам предприятия Андраник Кочарян заявлял на Х Международной конференции «Логистика в Арктике» в октябре, что лихтеровоз имеет неограниченный район эксплуатации и в силу технических характеристик способен завозить в Арктическую зону гораздо больше грузов, чем конкуренты. Срок выработки ядерного топлива «Севморпути» истекает в 2023 году, замечал представитель «Атомфлота»: «Решение об эксплуатации будет принято в ближайший год, я практически уверен, что судно будет эксплуатироваться и дальше».