Рождество в Старом Свете проходит в условиях жесткого локдауна, в том числе и в Германии, которая отбивается от неожиданного «подарка» – обнаруженного в стране британского штамма.
В разговорах немецких врачей теперь постоянно звучит термин, характерный больше для военно-полевой хирургии – французское triage – «сортировка».
Теперь в Германии триажу подвергают больных с ковидом: кому давать кислород, а кто может и подождать. Тотальный локдаун, действующий в стране с 16 декабря, пока не дал видимого результата.
«Впереди очень тяжелые недели, мы не должны сделать их еще тяжелее. В настоящее время ситуация продолжается ухудшаться. В Германии регистрируют все больше заболевших, новые антирекорды и по числу смертей. Во многих домах престарелых – серьезные вспышки заболеваемости. Больницы и медперсонал работают на пределе. Сотни людей умирают в ФРГ от коронавируса ежедневно», – предупредил Лотар Вилер, президент института Роберта Коха.
Ассоциация врачей неотложной помощи потребовала от властей правовых гарантий на случай, если придется решать вопросы жизни и смерти.
Где-то, например, в Саксонии, уже дошли до предела – на всю федеральную землю осталось 63 койки в интенсивной терапии. Переполнены морги, авральный режим работы крематориев.
«Обычно в ноябре у нас 133 кремации, а в прошлом месяце было 213, а в этом месяце – уже 260. У нас очень много работы, слишком много смертей. Мои сотрудники сами мне сказали, что хотят работать и в Рождество, потому что после праздников, 28 декабря здесь будет царить полный хаос и ситуацию не удастся взять под контроль», – сообщила Эвелин Мюле, менеджер городского кладбища Герлица (Саксония).
За сутки в Германии более 32 тысяч новых случаев, 802 человека умерли. По темпам распространения заболевания, в той части мира, где налажено тестирование и есть статистика, немцы на 10-м месте, а на первом, опережая даже США, Чехия, где на 100 тысяч населения еженедельно фиксируется шесть тысяч коронно-положительных больных с тенденцией к увеличению их числа.
«Чешская республика с 27 декабря переходит на максимальный, пятый уровень опасности. Главной причиной этого является статистика по распространению болезни», – сообщил Ян Блатны, министр здравоохранения Чехии.
В воскресенье Чехия уходит на карантин: закрывается все, кроме магазинов с товарами повседневного спроса и аптек, с 9 вечера до 5 утра – комендантский час.
Последние часы свободы ловят итальянцы – Милан в лихорадке рождественского шоппинга, а дальше – локдаун.
В новостях рассказывают, что ветерану местного футбольного клуба «Интер» Марио Белуджи из-за осложнений после болезни ампутировали ноги, и показывают 29-летнюю медсестру Клаудию Аливернини – в воскресенье она первой в стране сделает прививку.
«Я с гордостью представляю всех медицинских работников, которые были на передовой во время пандемии», – рассказала она.
27 января практически повсеместно в Европе начинается массовая вакцинация препаратом Pfizer-BionTech. Привитым будут выдавать справки, во Франции их назвали «зелёными паспортами».
Премьер-министр Костекс внес в парламент законопроект о том, что владельцы таких «паспортов» могут быть освобождены от санитарных ограничений.
Оппозиция, разумеется, рассматривает это, как принуждение людей делать прививки.
«Мы никогда не позволим правительству насильно навязывать то, что не может быть принято с доверием. Не может быть гражданства второго сорта для непривитых лиц. Это пагубно и разрушает свободу», – заявила Марин Ле Пен.
Поучаствовать в выработке коллективного иммунитета через вакцинацию планирует только 41% французов.
Аналогично и в Германии. Большого ажиотажа не наблюдается, тем более, что 45 миллионов немцев – наиболее активная, работающая, часть населения, отнесена к той группе, которая получит вакцину последней и неизвестно когда.
Поздравляя в сочельник своих сограждан, федеральный президент Штайнмайер так и сказал – «впереди долгий и трудный путь».
«Мы видим, как долгожданный свет в конце туннеля становится ярче. Теперь мы будем шаг за шагом приближаться к выходу из кризиса. Как долог будет путь, тоже зависит от нас», – сообщил глава ФРГ.
Единственный ориентир, позволяющий оценить расстояние до выхода из кризиса – это все то же среднее число заболевших на 100 тысяч населения. Германия стремится к 50 случаям в неделю. Сейчас их почти в четыре раза больше.
Центр Берлина украсили к Рождеству. Есть елки и фонарики, но нет ощущения праздника, рождественского и предновогоднего настроения, которое создает веселая толпа.
В этом году даже фейерверки запретили, чтобы врачи не отвлекались на пиротехнические травмы. Штраф до 25 тысяч евро.