На протяжении многих лет Россия терпела антироссийскую политику и откровенно враждебные действия в свой адрес со стороны прибалтийских республик – Литвы, Латвии и Эстонии. Но этим временам пришел конец – политика России в отношении Прибалтики кардинально изменилась и на то есть очень веские причины.
Как бы парадоксально это ни прозвучало, но объяснение такой позиции Москвы кроется в экономике: Россия не могла разорвать отношения с республиками Прибалтики по экономическим причинам.
Дело в том, что начиная еще с царских времен, сначала Российская империя, затем Советский Союз, огромную часть своих экспортных грузов – зерно, уголь, нефтепродукты, удобрения – вывозили через порты Прибалтики.
Для этого в советское время были глубоко модернизированы порты Клайпеда в Литве, Вентспилс, Лиепая, Рига в Латвии, Таллинн в Эстонии. Эти порты стали настоящими морскими воротами Советского Союза.
Маршрут через эти порты был короче и позволял осуществлять доставку экспортных грузов гораздо быстрее, чем если бы это делали через порты Белого моря – Мурманск и Архангельск.
Значение прибалтийских портов еще больше выросло в середине ХХ века, когда СССР стал частью транзитного пути грузов из Юго-Восточной Азии в Европу. С полной нагрузкой работала Транссибирская магистраль и порты Прибалтики. В течение короткого времени часть грузов шла по Северному морскому пути, но он действовал всего лишь несколько месяцев в году.
Но примерно 10 лет назад Россия на государственном уровне приняла программу по совершенствованию портового хозяйства и по модернизации всей транспортной отрасли.
Начал модернизироваться Транссиб. Большее внимание стали уделять и Севморпути. Стали строить новые ледоколы и развивать порты на этом маршруте.
Но самые значительные изменения ждали Балтику. Здесь началось строительство сразу трех новых портов – Усть-Луга, Приморск, Высоцк, вдобавок к уже имеющимся Калининграду, Санкт-Петербургу и Выборгу.
Результаты не замедлили себя ждать. С 2014 года порты Прибалтики начали терять объемы перевозимых грузов. Сначала понемногу, но потом все больше и больше.
В 2020 году по итогам 10 месяцев российские порты Ленинградской и Калининградской областей перевалили 200,5 млн. тонн грузов. В перспективе эти объемы вырастут в ближайшие годы еще в несколько раз.
Прибалтика почувствовала изменения в российской политике не по риторике из Москвы, а по уменьшающимся поступлениям от транзита в бюджеты республик. Сильнее всех запереживала Латвия, для которой потеря российского транзита оказалась наиболее критичной, так как работа латвийской железной дороги и порта Вентспилс стала попросту нерентабельной. Если раньше эти предприятия щедро пополняли бюджет Латвии, то сегодня они выживают лишь с помощью государственных дотаций.
Латвийские власти даже письмо по этому поводу написали в Москву, но это послание не удостоили ответом – у России есть дела серьезнее, чем решат чужие проблемы.
На очереди у России значительная модернизация всего Северного морского пути и нового порта в окрестностях Мурманска, который будет ориентирован на транспортировку удобрений. Таким образом, Россия кардинальным образом меняет транспортные схемы, в которых для стран Прибалтики места больше нет.