Наступил 2021 год, в конце которого будет уже 30 лет с даты, когда не стало Советского Союза. Разная судьба сложилась у республик бывшего СССР. Неодинаково у них идет и экономическое развитие. Ясно, что 90-е годы прошлого века были тяжелейшими для всех. Все переживали трансформационный кризис, когда осуществлялся чрезвычайно болезненный переход от одной экономической системы к другой. Но ХХI век — это уже другое время. И интересно, что здесь происходит, какие страны на постсоветском пространстве развиваются быстрее, какие медленнее. Почему происходит именно так, а не иначе? Ведь у всех из нас, казалось бы, были одинаковые стартовые позиции, когда распадался Советский Союз.
Если провести простейшие расчеты того, как выросли экономики стран бывшего СССР в 2000–2019 годах (за аномальный 2020 год итоговые данные появятся еще не скоро), то результаты окажутся для многих очень неожиданными. Судите сами. Вот какой прирост валового внутреннего продукта (ВВП), по данным Всемирного банка (в ценах 2010 года), в 2000–2019 годах показали бывшие республики: Азербайджан — 341%, Туркменистан — 318%, Таджикистан — 305%, Узбекистан — 242%, Армения — 225%, Казахстан — 219%, Грузия — 179%, Молдова — 133%, Беларусь — 126%, Киргизия — 125%, Литва — 112%, Эстония — 96%, Латвия — 94%, Россия — 85%, Украина — 52%.
Получается, что лидером по темпам экономического развития за эти годы оказался Азербайджан, аутсайдером — Украина. Однако Украина, ввиду известных политических событий — особая статья. Это тот самый случай, когда ради корректности сравнений надо выводить объект из общего ряда.
Но тогда получается, что худшей страной с точки зрения динамики экономического развития на постсоветском пространстве в ХХI веке является… Россия. Неприятный факт, что и говорить, но против цифр, что называется, не попрешь.
Предвижу такое возражение: почему тогда именно в Россию едут на заработки мигранты — в основном из тех стран, чье развитие, согласно статистике, опережало наше? Здесь нет никакого противоречия. Практически все государства на постсоветском пространстве развиваются быстрее, хотя в ряде из них уровень жизни людей отстает даже от невысокого уровня жизни россиян. Это означает лишь то, что если тенденция ускоренного развития других стран продолжится, то в будущем россияне вполне могут поехать на заработки к ближайшим соседям.
Еще можно ставить под сомнение статистику Всемирного банка (а есть какая-то более достоверная статистика для межстрановых сравнений?), можно рассуждать о несовершенстве макроэкономического показателя ВВП, по динамике которого идет сравнение, можно говорить что угодно, но факт остается фактом: Россия — худшая, за исключением Украины, которая особый случай.
Когда на одном из недавних экспертных обсуждений пришлось привести эти данные, реакция некоторых уважаемых мною коллег была непримиримая: «Не может быть!». А что не может быть-то? Возьмите и посчитайте прирост ВВП накопленным итогом за все эти годы — все просто.
Честно говоря, мне тоже было неприятно, когда получились такие результаты, но удивился я не очень сильно, потому что давно уже, смею надеяться, научился отличать то, как преподносится состояние российской экономики в пропагандистской упаковке, и то, что на самом деле происходит в ней.
А вообще-то не удивляться надо таким не очень хорошим результатам, а делать правильные выводы. Есть ли надежда, что такие выводы будут сделаны?
В конце 2020 года пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в интервью передаче «Москва. Кремль. Путин» очень емко выразил мнение властей о происходящем в экономике сегодня: «…в нашей стране произошло все чрезвычайно эффективно». И хотя признавалось, что «мы тоже припали» (имеется в виду экономика), однако в целом восторженные оценки столь высокопоставленного чиновника удивляют. Да, здесь речь идет конкретно о 2020 годе, а не о том, как экономика развивалась в последние два десятилетия. Но это просто пример того, как власти привыкли оценивать состояние дел. Удивляют подобные оценки еще и потому, что одновременно утверждалось, будто бы сотни миллиардов и даже триллионы долларов, которые вкачали другие страны в свои экономики, не спасли их от падения, а это совершенно неправильно. Потому что экономики других стран упали в первую очередь из-за локдаунов, которые коснулись значимых отраслей. Деньги же, вкачанные в экономики, станут базой для быстрого постковидного восстановления.
Как тот же потребительский бум будет обеспечен в России, если власти столь удовлетворены тем, что они так и не пошли, в отличие от других стран, на широкомасштабную материальную поддержку населения, к которой ими почему-то приравнивается раздача так называемых «вертолетных денег»?
Так, кстати, мы все эти прошедшие 20 лет и радовались своей эффективности. Где эта эффективность, когда считаем суммарный результат? Помните такую задачку — удвоение ВВП к 2010 году? Ну, конечно же, помните. Задача эта была поставлена в президентском послании 2003 года и предусматривала, что в России к 2010 году должен быть удвоен объем ВВП. Это значит, что ВВП должен был прирасти за 7 лет на 100%.
Вернемся к тем данным по постсоветским государствам, которые были приведены выше. По России получается, что ВВП не был удвоен не то что к 2010 году, но и даже к 2019 году, потому что его прирост составил всего лишь 85%. А если учесть, что экономика России в 2020 году упала примерно на 4%, то ее рост за 2000–2020 годы составил и вовсе порядка 80%. Это за два десятка лет! Поэтому, когда сегодня приходится слышать восторженные оценки, как хороши в России дела в экономике, хочется сказать следующее: экономические показатели отнюдь не говорят о каких–то выдающихся результатах. Все очень и очень скромно, о чем наглядно свидетельствуют результаты сравнения с тем, как росли экономики постсоветских государств в ХХI веке.
Признание этих скромных, мягко говоря, успехов, необходимо не для какого-то очернительства. Такое признание необходимо для того, чтобы было реальное представление дел в экономике, чтобы не было никакого шапкозакидательства. Такое признание необходимо и для того, чтобы учесть положительный опыт тех, кто смог продвинуться гораздо дальше. Тот же Казахстан, к примеру, вырос с начала ХХI века на 219% — в 2,5 раза больше, чем экономика России.
У нынешней России есть, безусловно, синдром Большого брата. Но мы сколь угодно можем поглядывать свысока на своих соседей, а те, судя по фактическим результатам, развиваются быстрее России. У кого-то это получается лучше, у кого-то дела обстоят не так хорошо, но все-таки движение вперед есть у всех.
Советский Союз давно остался в прошлом. Остатки СНГ, похоже, тоже на грани развала. Это происходит в том числе из-за того, что очевидный, казалось бы, лидер Содружества — Россия — на поверку оказывается не таким уж и лидером. А притягиваются, как показывает практика, к экономически сильным. Слабые, может, и не отталкивают, но противостоять центробежным устремлениям других они не в состоянии.