Почему в развитых странах на протяжении многих десятилетий жизнь складывается в большей или меньшей степени неплохо, а в России столетиями сплошной бардак, изредка сменяющийся непродолжительными успехами? Почему в благополучных странах производят качественные товары, отсутствует организованная преступность, работникам платят высокие зарплаты, строят дороги и хорошее жильё, а в Африке сплошная нищета, трущобы и бандитский беспредел? Почему ни россияне, ни африканцы не могут всё делать так же, как и европейцы? Самым популярным ответом на этот вопрос является слово «менталитет»: мол, у разных народов он неодинаковый. Есть русский менталитет, есть немецкий, есть японский… Кстати, много интересной информации о истории русского менталитета и России вообще можно найти здесь — https://istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/18180-politicheskie-partii-i-obschestvennye-dvizhenija-v-sovremennoj-rossii-kratko.html.
Однако термин «менталитет» не признаётся наукой. Он был придуман в начале ХХ века философом Люсьеном Леви-Брюлем, который обозначал этим словом мышление первобытного человека, противопоставленное мышлению современного. Затем, благодаря публицистике, слово перекочевало в массы, где его изначальный смысл исказился.
Наличие так называемого «менталитета», то есть национальных и врождённых особенностей мышления и поведения, опровергается множеством фактов и наблюдений. Так, жители Северной и Южной Кореи представляют собой единый народ с общей историей и единой базовой культурой, ещё относительно недавно они все жили в одной стране. Но за последние 50 – 60 лет жители Южной Кореи смогли построить одно из самых передовых обществ в мире, а обитатели Северной Кореи опустились на самое дно.
Другой пример – знаменитый «немецкий менталитет», включающий невероятную дисциплинированность, уважение к закону и порядку, трудолюбие, добросовестное исполнение своих обязанностей, бережливость. Между тем жившие несколько веков назад предки нынешних немцев (свебы и некоторые другие племена) считались самыми большими в Европе бездельниками, пьяницами, глупцами и страшными разбойниками. Нынешние немцы и сами признаются, что все свои современные достоинства им пришлось развить из-за страшной бедности и разрухи, в которых они жили в прошлом.
Ещё пример – итальянцы, ещё в XIV веке раньше всех начавшие эпоху Возрождения, развившие до невероятных высот все виды науки, технологий и искусства. Через несколько столетий они же – маленький и ничем не примечательный народ Южной Европы. Середина ХХ века ознаменовалась новым расцветом итальянской культуры, но уже в начале 2000-х Италия мало отличалась от стран Латинской Америки.
На самом деле поведение человека в основном зависит от условий внешнего мира и представляет собой реакцию на эти условия. Меняются внешние обстоятельства – меняется и поведение людей. Понятие «менталитет» имеет право на существование, если называть им стандартную реакцию среднего жителя конкретной страны на конкретные обстоятельства, форму поведения большинства. Такой «менталитет» не является чем-то неизменным – в некоторых случаях он может измениться до неузнаваемости за какие-нибудь двадцать – тридцать лет.
То есть можно сказать, что «менталитет» в данном понимании – это обычная стадная реакция на простейшие стимулы, поведение усреднённой массы. Ничего плохого нет в том, чтобы изучить поведение людей и выявить, что большая их часть выбирает какой-то один популярный способ действовать, а остальные выбирают более сложные, рискованные и нестандартные методы. Но очень плохо, когда кто-то пытается призвать других действовать каким-то определённым образом и определяет, что можно и что нельзя.
Однако термином «менталитет» пользуются в некоторых странах коррумпированные политики и диктаторские режимы. Они настраивают малообразованную толпу против оппозиционеров и вообще всех, кто не разделяет навязанные государством ценности, убеждая, что у тех, мол, «менталитет другой», «не наши они люди». Вера в менталитет приводит к шаблонному поведению, господству предрассудков, массовому оболваниванию; народ, верящий в существование «менталитета», приучает сам себя действовать так, как нужно правителям, и это позволяет создать в обществе видимость демократии. Однако рано или поздно обманутый народ начинает осознавать настоящие причины своих бедствий; правители в конце концов умирают, поэтому не могут вечно поддерживать у народа иллюзии.