Тактика новых властей США по давлению на нефтяников принесет свои плоды — сланцевая индустрия, и без того переживающая не лучшие времена, может зашататься, оттуда уже уходят «нефтяные гранды». Однако глобально рынок зависит не от одного игрока, а от спроса и предложения. Если будет спрос, то американских сланцевиков заменит любой другой экспортер, в том числе Россия.
Президент США Джо Байден решил начать управление страной с активизации давления на нефтегазовую отрасль с целью защиты экологии. По данным The New York Times, он намерен 27 января объявить о подготовке к запрету на бурение новых нефтяных и газовых скважин на федеральных землях. В первый же день своего президентства Байден наложил мораторий на принятое незадолго до этого его предшественником Дональдом Трампом решение передать в аренду энергокомпаниям для добычи нефти и газа девять участков на Аляске.
Пока ведомства определяют границы нового запрета, однако указ в финальном виде может появиться уже 1 февраля. На данный момент на федеральных землях США добывается около четверти нефти страны, в основном речь идет о сланцевых месторождениях.
Американские отраслевые аналитики уже оценили возможный запрет как серьезный удар по индустрии. Она и без того падает на фоне низких цен на нефть — по прогнозу минэнерго страны, общий объем добычи сланца в феврале упадет до 7,5 млн баррелей в день. Это самый низкий показатель с июня 2020 года.
БИТЬ ТРЕВОГУ РАНО
Однако по оценке опрошенных «Прайм» аналитиков, бить тревогу преждевременно.
«В ближайшие два года вводимые сейчас ограничения вряд ли повлияют на объемы добычи сланцевых нефти и газа. Разрешения на бурение на федеральных участках, выданные до настоящего времени, с большой вероятностью останутся в силе», — уверен старший аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кокин.
Он предположил, что в ближайшее время операторы сделают бурение и добычу на федеральных участках приоритетом, чтобы как можно скорее монетизировать их запасы нефти и газа. В будущем запрет на бурение на федеральных землях может создать препятствия для освоения запасов в западных штатах США — Нью-Мексико, Колорадо, Северной Дакоте, Калифорнии.
«На краткосрочном периоде лицензии у компаний есть. В долгосроке — при Байдене условия для сланцевиков будут хуже, большую поддержку получат проекты ВИЭ и сланцевая добыча вряд ли вернется к рекордным уровням годичной давности даже после пандемии», — прогнозирует аналитик по нефтегазовому сектору «Атон» Анна Бутко.
В свою очередь, директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков высказал мнение, что в основном перспективы сланцевых компаний определяются уровнем цен. «При этом очевидно, что даже ОПЕК+ не заинтересован в установлении надолго такого уровня цен, при котором произошел бы полный̆ упадок сланцевой добычи», — указал он.
Говоря о глобальных факторах, эксперт напомнил, что демократы, пришедшие к власти в США, заинтересованы в ограничении добычи сланцевой нефти и развитии «зеленой» энергетики. Это будет оказывать сдерживающее влияние на развитие сланцевой отрасли.
РЫНОК НЕФТИ В ОЖИДАНИИ
Прогнозировать, как «атака Байдена» на сланцевиков отразится на рынке нефти, преждевременно, по крайней мере, до тех пор, пока не прояснится масштаб угрозы. Если администрация ограничится отдельными участками — это одно, а радикальные запреты — совсем другое. По мнению Кокина, ограничения на добычу могут вызвать рост цен на нефть, если результатом их введения станет снижение прогнозов добычи нефти в США на значительную величину, от 1 млн барр./сутки.
Заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова напомнила, что цены на нефть держатся выше 50 долларов за баррель. Это мотивирует сланцевиков добывать больше нефти, чтобы покрыть убытки от вынужденного простоя и спада весной и летом 2020 года, поэтому в ближайшее время нефтяной рынок не отреагирует на возможный запрет.
«Скорее всего, в 2021 году добыча нефти в США останется на уровне 11 млн баррелей в день. Но в среднесрочном аспекте, ближе к 2023-2025 годам, можно будет ожидать более существенного спада добычи сланцевой нефти и благодаря решениям Байдена, и благодаря спросу на «зелёные» технологии во всём мире, а также из-за того, что месторождения сланцевых нефти и газа начнут истощаться», — полагает она.
Кроме того, нефтяной рынок в прошлом году покинул ряд крупных игроков в сегменте сланцевой нефти. Их долю теоретически должны были занять американские нефтяные «гранды», такие как Exxon Mobil или Chevron, но эти компании в 2020 году списали огромные объёмы инвестиционных затрат. Только за первые девять месяцев объем списаний составил 145 млрд долларов, в том числе, в области добычи сланцевых нефти и газа.
К факторам, влияющим на нефтяные цены, эксперты относят смягчение санкций к Ирану и Венесуэле, а также темпы вакцинации и ситуацию с COVID в целом. «Более долгосрочный̆ фактор — темпы роста рынка электромобилей. Рост их продаж будет оказывать влияние на уровень долгосрочных средних цен», — полагает Танурков.
Управляющий директор ИК «Универ Капитал» Артем Лютик напомнил еще об одном предвыборном обещании Байдена — запретить технологию фрекинга (гидроразрыва пласта). Его реализация самым негативным образом скажется на добыче нефти и газа в США, и, как следствие, на ценах.
«Однако надо понимать, что такой удар по отрасли и экспорту вряд ли возможен в полной мере — яркое обещание может быть реализовано лишь частично, с наименьшими потерями для крупнейших производителей, и не обойдется без противостояния властных группировок и недовольства сотрудников компаний», — считает эксперт.
РОССИЯ НАЧИНАЕТ И ВЫИГРЫВАЕТ
Цены на нефть фундаментально будут зависеть от главного фактора — баланса спроса и предложения. Им все равно, кто производит нефть — если с рынка уходит один игрок, его тут же заменяют другие. Так, долю США могут возместить Иран, Ливия, ОАЭ — любая страна, находящаяся в ОПЕК или вне ее. Это касается и России.
Экспорт в 2020 году пострадал из-за пандемии и ОПЕК++
По мнению Мильчаковой, Россия и страны ОПЕК выиграют от того, что роль такого крупного конкурента, как США, на нефтяном рынке будет всё меньше и меньше, а спрос на углеводороды в Китае останется стабильно высоким. Россию и Китай соединяет нефтепровод «ВСТО-2», по которому возможны приоритетные поставки. Они точно будут дешевле, чем американская сланцевая нефть.
Эксперт предположила, что в 2021 году цену нефти Brent будет в коридоре 40-60 долларов за баррель. Для полноценного развития сланцевой отрасли это слишком мало, особенно с учетом актуальной ситуации с нападками американских демократов на отрасль. Агентство IHS Markit в одном из аналитических обзоров, вышедших в 2020 году, отметило, что сегодня мир присутствует при «мучительном конце сланцевой революции». Возможно, эти мучения только начинаются.