Одна из самых крупных и трагических катастроф в истории освоения космоса произошла ровно 35 лет назад – 28 января 1986 года, когда на 73-й секунде после старта американский космический корабль с семью членами экипажа взорвался и, рассыпавшись на части, упал в воды Атлантики. За этой катастрофой в прямом эфире наблюдал весь мир.
Оглавление:
Что представлял собой «Челленджер» и кто входил в состав экипажа во время катастрофы
Американский шаттл «Челленджер» был сконструирован NASA, как гибрид самолета и космического корабля и представлял собой аппарат многоразового использования. До своей трагической гибели он выполнил девять успешных полетов.
В конструкции шаттла использовались самые современные системы оборудования, а его стоимость оценивалась в 1,2 миллиарда долларов. Эксперты считали его уникальным и надежным космическим кораблем.
Во время десятого полета экипаж «Челленджера» начал формироваться за год до старта и состоял из семи человек. Большинство из них были опытные пилоты, проведшие в космосе уже много часов, и только для двоих из них – инженера Грегори Джарвиса и учительницы Кристы Маколифф, принимавшей участие в полете на правах туристки, этот старт был первым.
В профессиональном составе экипажа «Челленджера» во время его гибели были командир корабля, подполковник ВВС Френсис Скоби, пилоты Майкл Смит и Эллисон Онизука, инженер Джудит Резник и научный исследователь Рональд Макнейр.
Десятый полет «Челленджера» должен был проходить в течение шести суток. В задачи экипажа входило выведение на орбиту спутника связи и наблюдение за кометой Галлея.
Подробности катастрофы «Челленджера» и гибели его экипажа
Старт «Челленджера» был назначен на утро 28 января 1986 года и транслировался в прямом эфире. Камеры были установлены непосредственно на стартовой площадке Космического центра им. Кеннеди в штате Флорида, откуда осуществлялся запуск. И хотя из-за мелких неполадок и непогоды старт был задержан сначала на сутки, а потом еще на два часа, никто из следящих за полетом не мог предположить, что станет свидетелем страшной трагедии.
В 11 часов 38 минкт по местному времени был дан старт и «Челленджер» оторвался от стартовой конструкции. Практически сразу же корабль был окутан дымом, а затем из стыков его секций начал вырываться огонь. Из-за порывов ветра он был направлен в сторону топливного бака, что и привело к взрыву на 73-й секунде полета. Связь с «Челленджером» была прервана. Его осколки еще какое-то время продолжали ускорение вверх, а затем, распавшись на множество мелких фрагментов, рухнули в воды Атлантики.
Однако как показало расследование, члены экипажа «Челленджера» погибли не при взрыве.
Несмотря на чудовищные перегрузки, возникшие в этот момент, астронавты еще какое-то время оставались живы, закрытые в сверхпрочной изолированной кабине. Поднявшись на двадцатикилометровую высоту по инерции, кабина не разрушилась, и в последующие 140 секунд совершала падение в океан, ударившись о его поверхность со скоростью 333 км/час, не оставив никаких шансов на спасение.
Что стало причиной гибели «Челленджера» и членов его экипажа
После гибели «Челленджера» была создана специальная комиссия для расследования причин катастрофы, которое показало, что причиной взрыва стали технические моменты. В частности, дефекты кольцевых уплотнителей, которые стали причиной утечки газа и повреждения оболочки топливного бака, наполненного жидким кислородом и жидким водородом, что привело к взрыву.
Кроме того, другие системы корабля не были рассчитаны на старт при низких температурах, а в это январское утро температура воздуха за бортом составляла – 2°С, вместо рекомендованных для запуска +11°С.
Как показало расследование, руководство полетов NASA знало о возможных рисках. Более того, в этот день представители фирмы Morton-Thiokol, поставляющей твердотопливные ускорители для шаттла, отказались поставить свои подписи под документом, разрешающим запуск корабля. Тем не менее старт «Челленджера» не был отменен.
Обломки кабины с останками астронавтов были подняты со дна океана спустя шесть недель после катастрофы и захоронены на разных кладбищах Америки.