Космос

Как Марс стал призом в новой космической гонке и почему Китай хочет ее выиграть

Глядя на его достижения за последнее десятилетие, никто не сомневается, что Китай стремится выиграть новую космическую гонку. Мало того, что это была единственная страна, которая осуществила посадку на Луну за последние примерно 40 лет, и первая, которая совершила мягкую посадку на ее обратной стороне, она также установила флаг на лунном грунте и привезла образцы на Землю. Однако гонка между несколькими странами и частными компаниями еще далека от завершения. Китай сейчас приближается к Марсу со своей миссией Tianwen-1, которая должна прибыть 10 февраля. Успешный выход на орбиту – марсоход не приземлится до мая – станет еще одной важной вехой по нескольким причинам.

Марс может быть близко к Земле, но это сложная цель. Ничто не демонстрирует это лучше, чем цифры. Из 49 миссий до декабря 2020 года только около 20 были успешными. Не все эти неудачи были попытками новичков или ранних начинаний. В 2016 году космический корабль Schiaparelli Mars Explorer Европейского космического агентства потерпел крушение на поверхности. Кроме того, текущие технические проблемы вынудили ЕКА и его российского партнера Роскосмос отложить следующую миссию ExoMars до 2022 года.

Фото: https://korrespondent.net/

Китай – не единственная страна, приближающаяся к Марсу. 9 февраля зонд из ОАЭ «Хоуп» попытается выполнить такой же маневр по установке. Он не является прямым конкурентом китайской миссии (зонд будет просто вращаться вокруг планеты для изучения марсианской погоды), но (марсоход НАСА Perseverance) должен прибыть через неделю. Чтобы еще больше поднять ставки для Китая, среди горстки стран, которые справились с заведомо сложным маневром вывода на орбиту, там уже есть одна азиатская страна: Индия, прямой конкурент Китая в космосе, но также и на Земле.

Индийская марсианская орбитальная миссия (MOM), также известная как Mangalyaan, достигла Марса в 2014 году – первой, совершившей свою первую миссию. Это одна из причин, почему успешный исход проекта Tianwen-1 так важен для статуса Китая как новой космической державы: это способ восстановить свое космическое господство над своим соседом. В отличие от Индии, это не первая попытка Китая совершить полет на Марс (предыдущая, Yinghuo-1, в 2011 году, потерпела неудачу при запуске). Однако в этом случае шансы на успех выглядят намного лучше.

Космическая эра 2.0

Когда дело доходит до космоса, разные страны имеют разные модели развития, поэтому новая космическая гонка отчасти является соревнованием за лучший подход. Это отражает специфику так называемой космической эры 2.0, которая, по сравнению с первой, выглядит более разнообразной и где неамериканские субъекты, государственные и частные, занимают видное место, особенно азиатские.

Но на карту поставлены более важные вещи. Усилия по развитию космического сектора Китая по-прежнему в значительной степени финансируются государством и возглавляются военными. По данным американо-китайской комиссии по обзору экономики и безопасности, комиссии Конгресса при правительстве США, Китай рассматривает космос как «инструмент геополитической и дипломатической конкуренции». Ясно, что вместе с киберпространством космос стал фундаментальной новой областью боевых действий, где США являются главным, но не единственным противником. Это означает, что коммерческие соображения для многих стран являются второстепенными, хотя они становятся все более важными в общей схеме вещей.

Китай уже принял пятилетний план своей космической деятельности, последний из которых завершился в 2020 году более 140 запусками. Запланированы и другие миссии: новая орбитальная космическая станция, поиск марсианских образцов и исследовательская миссия Юпитера среди них.

Фото: https://korrespondent.net/

Хотя ресурсы, выделенные страной, остаются в значительной степени неизвестными (мы знаем только то, что включено в пятилетние планы), по оценкам США на 2017 год, эта цифра составляет 11 миллиардов долларов США, уступая только самим США – НАСА. Бюджет на тот же год составил около 20 миллиардов долларов США.

Индия придерживается совершенно другого подхода, где уже давно преобладают гражданские и коммерческие интересы. Следуя модели прозрачности НАСА, страна публикует отчеты о своей деятельности и ежегодных расходах (около 1 миллиарда долларов США в год своего космического агентства, Индийской организации космических исследований (ISRO)).

Различная по амбициям, масштабам и инвестициям, индийская космическая программа достигла некоторых замечательных успехов, таких как коммерциализация доступных услуг по запуску для стран, стремящихся отправить свои собственные спутники на орбиту. В 2017 году Индия вошла в историю с самым большим количеством спутников – 104 – когда-либо запущенных ракетой в рамках одной миссии на сегодняшний день. Все, кроме трех, принадлежат и построены иностранцами (этот рекорд был побит SpaceX только несколько дней назад, со 143 спутниками). Еще более впечатляющим является сравнительно низкая стоимость миссии Индии на Марс, 74 миллиона долларов США, что примерно в десять раз дешевле, чем миссия NASA Maven. Премьер-министр Индии Нарендра Моди пошутил, что вся миссия обошлась дешевле, чем голливудский фильм «Гравитация».

Это может измениться из-за геополитических соображений и проблем соперничества. Правительство Индии опубликовало годовой отчет за 2019-2020 годы, который показывает растущее участие военных в космическом секторе. И еще одна миссия на Луну и Венеру входит в планы индийского ISRO на случай, если китайцы еще не были достаточно мотивированы для того, чтобы добиться оглушительного успеха Tianwen-1. Space Race 2.0 окончательно разогревается.

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.