Именно до этого на недавнем брифинге договорился Ван Бин, представитель китайского минздрава – Национальной комиссии здравоохранения. За такой нелепой шуткой стоит, тем не менее, очень и очень серьёзные – и для России, и для КНР – финансово-экономические причины.
Дело в том, что…
…пока от «западных» вакцин умирают привитые ими десятки стариков, а чуть ли не поголовно вакцинированный ими Израиль остаётся на жесточайшем карантине (не верят евреи, то есть, сами себе, так получается?), на мировом рынке реально остаются не так уж много надежных, простых и по настоящему работающих вакцин.
Вот что пишет британский «Spectator»: «Желающих получить «Спутник» и вакцину «Синофарм» огромное множество, особенно из-за того, что прошедшей длительные испытания вакцины от Оксфорда и «Пфайзер» будет не хватать еще много месяцев. Контракты заключаются по всему миру, и нет сомнений, что каждый из них сопровождается выгодными России и Китаю условиями». Автор статьи, Мэттью Линн, уже называет российские и китайской вакцинные успехи по всему миру «пробирочной дипломатией» и даже «вакцинным империализмом».
И когда господин президент Боливии лично приезжает в аэропорт, чтобы, как самого дорогого и почётного иностранного гостя нового тысячелетия, встретить прибывшую в страну самолётом первую партию «Спутника V», это говорит реально о многом. При том, что авторитетная немецкая газета «Хандельсблатт», сообщая о начале процедуры ратификации российской вакцины в Германии, подчёркивает: «Опрос, проведенный YouGov в 11 крупнейших развивающихся странах, где проживает треть населения Земли, показал, что более 80% опрошенных доверяют платформе, на которой основана «Спутник V», и хорошо осведомлены о российской вакцине».
Важно понимать, скрупулезно констатируют немецкие журналисты, что речь идёт о рынке в сотни миллиардов долларов. Вот это-то, абсолютно очевидный и никак не оспариваемый факт, по всей видимости, и стал причиной многоцелевого китайского заявления.
Никто, видимо, в мире не умеет лучше китайских чиновников – прямых наследников древнекитайских «мандаринов» – профессионально «перекладывать с больной головы на здоровую» (а северные провинции Китая с населением порядка 120 миллионов человек сейчас в настолько плотном режиме из-за вспышки «короны», что людям там предложено отложить свадьбы и даже похороны).
Но всё-таки местная, обращенная исключительно к внутреннему потребителю китайская пресса старательно и откровенно выдаёт настоящую причину появления столь неожиданного заявления. В Китае ведь идёт настоящая битва с конкурентами в вопросе производства вакцин – с «западными» и «северными» «варварами», как иногда пишут в комментариях к статьям сами китайские читатели.
Вот издание с ежедневным полуторамиллионным тиражом в редакционной статье прямо заявляет, например, что «американская вакцина – это политический продукт». Главный печатный орган всей КНР – «Женьминь жибао» – не менее однозначно и прямо утверждает: «правительство и капиталисты США активно продвигают вакцину Pfizer». И, наконец, «Хуаньцю шибао» (это такой громадный по ежедневному тиражу «народный» «филиал» главной партийной газеты Китая) абсолютно не скрывает реальный смысл заявления Ван Бина, искренне признаваясь, что в вакцинном вопросе, «Независимо от того, хотят китайцы или нет, им приходится противостоять конфронтации, которая становится всё более жёсткой.
Защита национальных интересов Китая и поддержка нашей собственной страны в большой геополитической игре – это обязательный выбор, который мы все должны сделать».
И поскольку Россия со своей вакциной сейчас, получается, чуть ли не единственный реальный конкурент в новой «пробирочной дипломатии» во всемирном пространстве, китайцы и начинают подобную «разведку боем». Что показательно – «проверочные» заявления следуют от чиновников не самого первого ранга (которых можно потом, в случае чего, без больших потерь для двусторонних отношений публично «одернуть», а то и как бы «наказать»).
Возможно, поводом, прямым, так сказать, посылом и «руководством к действию» для политического класса КНР стали слова президента России на саммите G20 о готовности РФ поставить свою вакцину всем нуждающимся странам. А, может быть, и недавнее заявление ВОЗ о том, что четыре пятых, около 80% всех вакцинных уколов сделаны сейчас всего в 10 странах мира. А остальные двести государств, надо понимать, очень хотят заплатить за то, чтобы провести, наконец, вакцинацию своего населения, обезопасить себя от невероятной угрозы.
При этом совершенно однозначно, что тотальный всемирный спрос на русскую вакцину является не только весьма объективным свидетельством её исключительного качества – ведь он растёт прямо вопреки диктату мировых масс-медиа, известно кому принадлежащих, вопреки тому высочайшему уровню влияния, которое имеют на политику каждого государства страны «большого Запада». Но и прямо доказывает очевидную конкурентоспособность России в самых передовых мировых технологиях. Что, согласитесь, очень плохо «бьётся» с привычной картинкой из западных и восточных «МММ» – мировых масс-медиа – о «разграбленной», «проигравшей», «униженной» и «дикой» стране.
Битва за рынок вакцин продолжается и обещает быть упорной!