Думали ли братья Люмьер, перенеся на экран движущийся кадр, какой ящик Пандоры они открывают? Тогда знаменитые французы-пионеры кинематографа были просто счастливы своим изобретением. И счастливы по праву: на белом полотне экрана в сопровождении тапера происходили события, точь-в-точь напоминающие реальную жизнь. Настолько реальную, что при виде надвигающегося паровоза, зал не выдерживал и с криком устремлялся к выходу. Кстати, смотреть русское тв можно с не меньшим удовольствием, чем зарубежное.
И вот, пройдя несколько этапов развития, овладев цветной, панорамной, стерео и ЗD технологиями, кинематограф оказался на распутье: оставаться самым массовым и великим из всех искусств или тиражировать то, что никакого отношения к искусству не имеет. Зато имеет кассовый сбор, ставший сегодня отправной точкой при выборе сценария, состава актеров, операторов, словом, всех, кто создает фильм.
Получилось, что кино, к счастью, не все, четко усвоило: спрос рождает предложение. Вот и предлагаются ежедневно ленты и ролики, иные по сто с лишним серий, которые отвлекают и завлекают зрителей, даже не намекая, что есть такие понятия, как культура, духовность, любовь, в конце концов.
К кинематографу тоже относится утверждение: все развивается по спирали. Есть надежда, что скоро очередной виток пойдет в гору.
Подобный цинизм нравов уже проходили не только направления в искусстве, а целые государства. Опыт одной лишь Швеции чего стоит! Демонстрируя миру во второй половине прошлого века «шведскую семью», которая олицетворяла все минусы человеческий взаимоотношений, получив рикошетом полный нигилизм и попранные традиции, шведы поняли, что это – крах.
И так же публично показывают сегодня, что отказались от сомнительного эксперимента, что исповедуют теперь совсем другие, прямо противоположные ценности. В Швеции все вернулось на круги своя.
В кино, в его мощной способности давать ориентиры в жизни миллионам людей, обязательно наступит то самое «завтра», которое вернет кинематограф в одно из самых значимых моральных и духовных составляющих человека. Потому что, несмотря на свою молодость, кино как искусство продвигалось вперед семимильными шагами.
Двигали его такие художники, такие имена, которые не просто стали классиками. Они заложили фундамент современной культуры. Эзенштейн, Герасимов, Чухрай, Тарковский – это лишь несколько имен корифеев отечественного кинематографа, одновременно и правофланговых мирового кино. Созданный ими фундамент не подвластен времени. А сегодняшний вираж в сторону – не навсегда. Возвращаться есть куда. И стартовать в новое кино есть кому. Экран был и останется экраном, на котором утверждается добро и справедливость. В отличие от зазеркалья.