Оглавление:
- Подчиненные и однополчане
- Как хорошая рекомендация позволяла иностранцам на обедах экономить
- Интеллигенция за столом: скромный обед из трех перемен блюд
- Хочешь мирного житья – не забудь пригласить соседа, а также дальних родственников, земляков и однофамильцев
- Кто такие вестовщики и зачем их за стол звали и как незнакомец мог на обед прийти
Подчиненные и однополчане
К открытому столу на Руси было принято приглашать подчинённых. Например, начальник мог направить приглашение тому, кто ниже по должности, гвардейский командир — офицерам. Для чего это делалось? Организовывая такой обед, хозяин преследовал сразу несколько целей: можно было решить разные рабочие вопросы в дружественной обстановке и одновременно погасить зарождающиеся конфликты в коллективе. Известны слова графа Михаила Воронцова, о том, что что богатые и имеющие власть люди должны жить так как, чтобы окружающие не завидовали и прощали им и богатство, и власть.
Открытые столы для подчинённых накрывались также и во время командировок за границу. К примеру, известен случай, когда в 1775 году граф Алексей Орлов посетил Ливорно. Во время открытой трапезы гости наслаждались едой, а граф зачитывал деловые бумаги, которые затем отдавал стоящему рядом секретарю со словами: «Господа, кушайте, кушайте!».
Бывшие однополчане также пользовались привилегией бесплатно пообедать. Например, известен случай, когда отставной офицер повадился ходить к графу Разумовскому, чтобы поесть. Он приходил, здоровался с хозяином и кланялся ему, затем присаживался в самом неприметном углу, от души ел и затем уходил, не прощаясь. Адьютанты графа решили разыграть прожорливого офицера — они стали узнавать у него, кто его пригласил. Тот смутился и ответил, что граф Разумовский является его бывшим фельдмаршалом, и он полагал, что может приходить обедать без приглашения. После этого офицера больше не видели за столом. Разумовский заметил это и повелел узнать, кто это был. Подчинённые выяснили и рассказали графу, что это бывший сослуживец, который находится в Москве из-за тяжбы и потому этого остро нуждается в деньгах. Разумовский не только помог решить дело в пользу бывшего подчинённого, но и поселил его у себя, а в дальнейшем спонсировал деньгами на дорогу и передал ценный подарок для жены. Вот такие служебные отношения.
Как хорошая рекомендация позволяла иностранцам на обедах экономить
Русская традиция открытого стола восхищала иностранцев. Конечно, бедные люди не могли позволить себе роскошь угощать ежедневно большое количество народа, ведь количество приглашенных могло достигать 100 человек — на это требовались немалые средства. Посетившему Москву или Санкт-Петербург иностранцу для ежедневных домашних бесплатных обедов нужно было лишь получить хорошую рекомендацию. Например, французская художница Элизабет Виже-Лебрен восхищалась открытыми столами графа Строганова и писала, что отказаться от приглашения ей было очень сложно, настолько гостеприимен был граф.
Интеллигенция за столом: скромный обед из трех перемен блюд
Об открытых столах графа Строганова писал также и Михаил Пыляев в своём произведении «Старое житьё». К графу на обед приходили люди искусства, ведь он был известным меценатом. Поэты и художники обожали воскресные трапезы, которая организовывались по типу римских обедов. У столов стояли мягкие диваны с лебяжьими подушками, вокруг развешивались ковры и шелка, а гости полулежали и вкусно ели. При этом обеды считались скромными, несмотря на то что перемен блюд было не менее трех. Посетители могли отведать ананасы в уксусе, селёдочные щёчки, лосиные губы, экзотические устрицы — граф любил поражать роскошью. Не только оформление копировало римскую церемонию, соблюдались также и другие, менее красивые традиции. Например, если гость наедался так, что больше уже не лезло, он вызывал рвоту и продолжал есть.
Хочешь мирного житья – не забудь пригласить соседа, а также дальних родственников, земляков и однофамильцев
Соседям также не отказывали в обедах. К любой из них мог прийти и поесть от души. Принимали соседей не только состоятельные люди, но и дворяне среднего достатка. После того как как во время войны 1812 года в Москве произошел пожар, открытых столов стало меньше. При этом в Москве с осуждением говорили о Петербургских журфиксах, то есть о приемных днях для гостей.
К родственным связям на Руси всегда относились с трепетом, любой, даже очень дальний родственник, был желанным гостем за открытым столом. Очень часто дворяне во время знакомства искали общих родственников. Их не только приглашали к столу, но и снабжали деньгами, составляли протекцию по службе, помогали выйти замуж или жениться, навещали во время болезней. Такое же отношение ожидало земляков или однофамильцев, кстати, очень часто они оказывались дальними родственниками. Такие люди могли попросить хозяина об одолжении при устройстве на службу или во время решения судебных дел, особенно если земляк был богатым и знатным.
Кто такие вестовщики и зачем их за стол звали и как незнакомец мог на обед прийти
Среди московского дворянства 18-19 веков за открытыми столами можно было очень часто встретить вестовщиков. Понятно, что термин произошел от слова «весть», а люди такие были просто сплетниками. Они мало рассказывали о себе, зато умели красиво подать слухи, приукрасив их «отсебятиной». Чаще всего вестовщиками были немолодые холостяки или вдовцы, которые проводили свою жизнь в бесконечных обедах. Их можно было увидеть на семейных праздниках, порой они даже выполняли различные мелкие поручения хозяев. Знаменитыми вестовщиками были русский издатель Павел Свиньин, отставной офицер Теплов и другие личности. Если человек был дворянином, выглядел прилично и умел себя вести, он мог прийти на обед к совершенно незнакомому человеку. Хозяин при этом ел тоже что и все, дабы не показать своё превосходство над гостями.