Сейчас каждый второй, а то и первый, называет себя фотографом. Даже если на сотовый телефон. Все фоткают все вокруг и потом выставляют у себя в соцсетях. Но есть же закон, согласно которому «обнародование и использование изображения гражданина БЕЗ его согласия запрещено»!
Когда это действует, а когда нет рассказывает судебный юрист Катя Канева
Как охраняется изображение гражданина?
Есть общее правило, которое гласит: обнародование и использование изображения гражданина БЕЗ его согласия запрещено. Точка.
Второй раз обращаю внимание на то, что в статье есть слово «использование», а не слово «съемка». Снимать видео или делать фото при условии, что съемка осуществляется открыто, можно почти в любых местах.
Из общего правила есть исключения:
· Можно использовать без согласия, если гражданин позировал за плату.
Тут все просто. Если есть модель, которой вы платите за позирование или съемку в вашем ролике, – специальное согласие не нужно. Предполагается, что существует договор (об оказании услуг по позированию, например) и есть оплата по нему. Если его у вас нет, его нужно сделать, иначе нужно согласие.
· Можно, если обнародования изображения требуют государственные интересы или безопасность общественности.
Это, к примеру, могут быть случаи использования изображений разыскиваемых лиц или пропавших без вести или граждан, являющихся очевидцами правонарушений.
· Можно, если изображение получено на публичном мероприятии или в месте, открытом для свободного посещения, и ПРИ ЭТОМ НЕ оно является основным объектом использования.
Очень много споров возникает именно по поводу этого момента. В комментариях к упомянутой статье про таксистов меня пытались убедить в том, что видео с харкающими пассажирами такси это норма, потому что… пассажиры-то не являются основным объектом использования…
Почему же мы в таком случае наблюдаем не 8 часовое видео, как в такси садятся и выходят пассажиры, или таймлапс? Возможно, потому, что это никому не интересно. И мы имеем дело с контентом, в котором намеренно подобраны конкретные пассажиры и их поведение. Очевидно, что в таких случаях – изображение таких граждан является основным объектом использования и на это использование должно быть согласие (или договор на съемки).
Иная ситуация в ресторане, на пляже или в театре – место открыто для свободного посещения и фотограф имеет право запечатлеть панораму или общий кадр. Если же он при этом выделит конкретного человека или группу лиц фокусом или обработает фото соответствующим образом – изображения этих граждан превратятся в основной объект использования. Все зависит от конкретного случая.
Также в пленуме Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 есть дополнительный вариант:
· Изображение гражданина может быть использовано без его согласия, если имеет место публичный интерес (например, гражданин занимает государственную должность, политик), при этом использование изображения происходит исключительно в рамках конкретной политической или общественной дискуссии за исключением случаев, когда использование изображения продиктовано только целями обывательского интереса либо извлечением прибыли.
Тут тоже все более или менее ясно: использовать изображения политика или певца для статьи или дискуссии – это ОК. Использовать изображения этих же лиц для целей обывательского интереса (смотрите, как я через забор снял писающего Пупкина!) или для принтов на футболках – не ОК.
Казалось бы, что может быть проще и понятнее? Но, как и всегда, когда возникает пересечение интересов закона и творчества, мы вынуждены разбираться в различных «а что, если….»
Какие подводные?
Согласие на использование изображения гражданина — это сделка (ст. 153 ГК РФ). В судебной практике также встречается мнение, что сделка эта односторонняя (как доверенность), и в связи с этим данное ранее согласие может быть отозвано гражданином в любой момент.
Важным моментом является форма этой сделки. Теоретически, согласие на использование изображения может быть дано как в устной, так и в письменной форме. При этом мы понимаем, что в случае спора факт сделки придется доказывать и следует убедиться в своей возможности сделать это. Согласие также может быть дано путем совершения определенных конклюдентных действий (ст. 158 ГК РФ) – например, в форме совершения оплаты по договору оказания услуг, регулируемого офертой на сайте (читайте оферты и пользовательские соглашения, друзья).
Общедоступность изображения гражданина сама по себе (например, открытый профиль во ВКонтакте) не дает никому права использовать его изображение без согласия.
Изображения несовершеннолетних детей охраняются также, как изображения взрослых граждан. При этом согласие на использование получается от родителей или законных опекунов. После смерти защитой прав на изображение гражданина могут заниматься его наследники.
Использование на сайте компании или в буклетах фотографий сотрудников без их согласия – точно такое же нарушение, если речь не идет о предусмотренных законом исключениях.
Если право на изображения гражданина нарушит коммерческая организация (ИП), например, использовав без согласия фото гражданина в рекламе, реклама в целом может быть признана ненадлежащей с соответствующими штрафами уже со стороны ФАС.
Я фотограф, я все это прочитал и мне грустно — что мне делать?
1) В первую очередь, нужно выдохнуть и подумать: как именно вы планируете использовать изображения конкретных граждан и какой ваш статус (частный ли вы фотограф и делаете фото «в стол» для себя, либо вы действуете как ИП или представляете компанию/СМИ)?
2) Если есть планы коммерциализировать изображения граждан, продавать на стоках или передавать по лицензии – необходимо получить согласие. Распечатать листок формата А4 и дать подписать в моменте конкретному человеку, которого вы сняли на улице, гораздо проще, чем думать потом, где его взять.
3) Если ваша модель позирует за плату – убедиться, что у вас оформлен соответствующий договор, по которому предусмотрена плата за эти действия, либо есть хотя бы какая-то расписка. Подготовьте текст заранее и держите под рукой.
Я таксист, я ничего не читал, но тоже хочу совет, как мне быть с видеорегистратором?
1) Убедиться, что в авто на видном месте присутствует информация о видеосъемке в формате, аналогичном супермаркетам (купите наклейку – «ВЕДЕТСЯ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ» или в крайнем случае предупреждайте на камеру об этом своих пассажиров), а также в том, что вашу камеру (регистратор) вообще видно. Сидящему в салоне пассажиру должно быть понятно, что работает камера и он не пялится в мячик для гольфа (ст . ст. 137, 138.1. УК РФ никто не отменял).
2) Снимайте сколько хотите (это не запрещено, если оборудование не скрытое), храните видео в личном альбоме и используйте в случае необходимости для самозащиты (в случае атак или клеветы на вас пассажирами, в суде или в полиции).
3) Как только вам необходимо будет «сделать контент» для YouTube – вы обязаны получить согласие конкретного гражданина на участие в вашем ролике либо замазать лицо пассажира в кадре.
Я верю, что большинство присутствующих здесь — умные и адекватные люди. Если речь идет о творческих людях – тем более. Адекватный пассажир не будет кричать «Вези меня, м….зь» или грубить водителю, а адекватный водитель – не будет выкладывать на YouTube лица своих пассажиров без предварительного согласия или использования соответствующих фильтров.