Общество

Рубцы, ожоги, рак и уродства. Целому городу подписали смертный приговор

10 июля 1976 года в итальянском городке Севезо случилась катастрофа, позже признанная самой крупной в мире по выбросу ядохимикатов диоксинов. Эти вещества относятся к одним из самых токсичных в мире. Масштаб трагедии был таков, что техногенную катастрофу стали называть «итальянской Хиросимой», поскольку последствия её были сравнимы с ядерной бомбардировкой. При этом местные власти пытались скрыть произошедшее, что в итоге и усугубило ситуацию. До сих пор в окрестностях города земля непригодна для жизни.

Как это было

Выброс диоксинов случился на химическом заводе, который занимался производством ароматических соединений. Принадлежащее компании ICMESA производство располагалось в небольшом городке Севезо (на тот момент там проживало около 17 тысяч человек), который впоследствии оказался печально знаменит…

В тот день примерно в 12 часов 40 минут на предприятии случилась крупная авария. Причиной её был сбой в процессе производства: в специальном реакторе, где синтезировалось вещество трихлорфенол, резко повысились давление и температура. Как оказалось, сработал предохраняющий от взрыва клапан, но произошла утечка смертоносного газа.

 

Хватило всего нескольких минут, чтобы из реактора вырвалось целое облако белого газа, содержащего около 2 килограммов диоксинов. Этого количества достаточно для того, чтобы убить около 100 тысяч человек!

Ядовитое облако быстро накрыло весь город, подобно туману. С неба посыпался «снежок», который на самом деле был осадками химикатов. Запахло хлоркой…

Тысячи местных жителей сразу ощутили такие симптомы отравления, как кашель, тошнота, резь в глазах и головная боль. Облако по ветру стало распространяться на юго-восток, растянувшись на расстояние приблизительно 9 км, охватив в том числе область Брианза, и пять муниципалитетов Ломбардского региона провинции Милан.

Рубцы, ожоги, рак и уродства. Целому городу подписали смертный приговор

И сегодня Севезо не свободен от убивающих людей веществ. Фото: Marco Passaro Keystone Press Agency/Globallookpress.

Реакция властей

Руководство завода затем оправдывалось: якобы сразу после аварии они решили, что произошёл всего-навсего небольшой выброс трихлорфенола, который в миллион раз менее токсичен чем диоксины. Дескать, никто и предположить не мог, что в реакторе содержались именно высокотоксические вещества. Только через два дня, 12 июля, представители химзавода удосужились составить подробный отчёт о случившемся.

Всё это время местные жители, не подозревающие об истинных масштабах случившегося, продолжали употреблять в пищу овощи и фрукты, на которых успели осесть смертельно опасные диоксины.

К вечеру того дня, когда произошла авария, официальные представители завода информировали мэра, главу здравоохранения и полицию соседнего города Меда о выходе «гербицидных паров» на заводе, содержащих трихлорфенол (о существовании диоксина в отчёте не упомянули). Было предложено проинформировать об этом население и призвать людей воздержаться от употребления овощей и фруктов с местных земельных участков. На следующий день такие же рекомендации были переданы муниципалитету Севезо относительно людей, проживающих вблизи завода.

Местные чиновники не проявили особенного рвения в расследовании причин и последствий аварии по горячим следам. В итоге завод преспокойно функционировал ещё целую неделю после ЧП – вплоть до того, как вскрылась утечка именно диоксинов. Отравляющие вещества за это время успели отравить всё живое в округе.

…Только через пять дней химической лабораторией в Швейцарии было установлено, что в результате утечки в атмосферу выброшено большое количество диоксинов.

От уничтожения животных до вспышки онкологии

Что дело серьёзное, стало ясно уже 14 июля, на четвёртые сутки после аварии. Именно тогда больницы округа начали наполняться людьми, жаловавшимися на симптомы химического отравления. Таких пациентов насчитывали сотни – самое печальное, что тяжелее всего приходилось детям, чьи организмы зачастую были не в силах справиться с отравой.

Кожа пострадавших покрывалась экземой, рубцами и ожогами, они мучились от рвоты и сильной головной боли. Беременные женщины переживали выкидыши. Ситуация осложнялась тем, что врачи, введённые в заблуждение первоначальной информацией о выбросе трихлорфенола, пытались лечить пациентов от отравления этим веществом – а нужна была именно медпомощь при отравлении диоксинами.

Страдали не только люди. В регионе начался падёж скота (кур, кроликов, коров, лошадей), а вскоре и дикой фауны.

Только тогда чиновники городов Севезо и Меда вызвали на экстренное совещание представителей химзавода. На этом совещании решили принять «первоочередные меры» – которые, по совести, нужно было принимать ещё в первый день аварии. Эти меры включали установку на подъездных к округу дорогах специальных предупредительных знаков и знаков, запрещающих употребление местных овощей и фруктов, а также мясных продуктов местного забоя.

Дирекция завода наконец сподобилась распорядиться, чтобы по окончании рабочей смены сотрудники принимали душ и оставляли свою одежду, которая затем сжигалась. На следующий день мэры Севезо и Меда отдали распоряжение о сожжении также деревьев, всего местного урожая овощей и фруктов.

Лишь 24 июля жителей, оказавшихся в зоне поражения диоксинами, начали эвакуировать. Искомую зону даже огородили колючей проволокой, расставив для надёжности полицейские кордоны.

На огороженные территории, как в фильмах-катастрофах, потянулись вереницы людей в защитных спецкостюмах… Эти специалисты уничтожали всё на своём пути – оставшихся в зоне животных и растительность. По официальным оценкам, после аварии погибло 25 тысяч животных – и убито было ещё 60 тысяч! Эта жестокая мера была применена для того, чтобы скот и дикие звери не разнесли токсичную химию за пределы зоны заражения.

Стоит отметить, что диоксины разлагаются только при температурах выше 1000 градусов Цельсия. Поэтому окончательно очистить территории близ Севезо не удалось и поныне. Этот город, подобно Припяти, оказался на многие десятилетия «призраком», а большинство местных земель до сих пор непригодны для проживания.

Рубцы, ожоги, рак и уродства. Целому городу подписали смертный приговор

Серьёзного наказания так никто и не понёс. Фото: Carlo Cozzoli Keystone Press Agency/Globallookpress.

Через много лет учёными Миланского университета было проведено исследование по изучению частоты раковых образований у людей, живущих в городах и сельской местности вокруг Севезо. В регионе до этого не было массовых случаев заболевания раком, но после аварии, по слухам, практически каждому второму местному жителю ставили этот страшный диагноз.

 Учёные исследовали около 36 тысяч человек и подтвердили: частота выявления онкологических болезней у них значительно превышает норму. Но это ещё не все самые страшные последствия химической катастрофы: в районе поражения сильно выросли случаи рождения младенцев с врождёнными уродствами.

Никто не ответил

По итогам расследования катастрофы серьёзного уголовного наказания никто не понёс. Да, пятерых сотрудников химзавода суды сначала приговорили к реальным срокам лишения свободы – но они обжаловали эти приговоры и отделались всего-навсего испытательными сроками. Правда, с 1981 по 1983 год компании Icmesa пришлось выплатить семьям пострадавших от диоксинов людей около 10 миллионов евро компенсации. Но разве деньги могли вернуть потерянное здоровье?..

Также собственники компании – владельца завода были раскритикованы за то, что сразу не предусмотрели подобные выбросы, из-за чего не были приняты меры предосторожности на производстве. В ходе официального расследования особое внимание было сосредоточено на химических и токсикологических аспектах аварии, в то время как технологические вопросы, особенно химико-технологические, были практически упущены, констатирует аналитический портал химической промышленности Newchemistry.ru.

Авария в Севезо показала определённую беспомощность науки, технологий, организаций, правительств и местных властей перед опасностями, связанными с индустриальной деятельностью человека.

Первая Директива Европейского сообщества по предотвращению крупных промышленных аварий, ставшая правовым решением создавшихся проблем в области промышленной безопасности, получила название «Директива Севезо». Вот так прославился небольшой итальянский городок, где в местной школе и поныне хранятся мешки с землёй, заражённой диоксинами, а также трупы около 85 тысяч животных, которые непонятно, как утилизировать для окончательного уничтожения страшного яда.

Источник3

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.