Задержан губернатор Пензенской области Иван Белозерцев, сообщает Следственный комитет России. Его подозревают в получении взятки на сумму более 31 миллиона рублей. Возбуждено уголовное дело.
Обыски прошли у чиновника и его сыновей, сообщают местные ресурсы. По этому же делу задержаны еще несколько человек, в том числе основатель и глава группы фармацевтических компаний «Биотэк» Борис Шпигель.
По информации следствия, именно Шпигель передавал Белозерцеву деньги и ценности через посредников, а в ответ получал преференции при заключении госконтрактов на поставку лекарств в больницы Пензенской области. Предполагается, что к схеме причастна его супруга — Евгения Шпигель, а также директор ОАО «Фармация» (входит в холдинг «Биотэк») Антон Колосков.
Возможно, задержание Белозерцева — только звено куда более масштабного «передела» политического поля… Или прибыльной сферы фармацевтического бизнеса. «Политика Сегодня» рассмотрела обе версии и выяснила, откуда «растут ноги» резонансного уголовного дела.
Фармацевтический бизнес
Примечательно, что «Биотэк» Бориса Шпигеля занимается поставками препаратов от COVID-19 «Авифавир» и «Арепливир», тестов BIOZEK и дезинфицирующих средств. В августе в «Биотэке» объявили, что группа компаний стала крупнейшим поставщиком лекарств от коронавируса в России. В пандемию корпорация заработала колоссальную сумму денег.
«С июня компания активно осуществляет поставки лекарственных препаратов с МНН фавипиравир, в частности препаратов «Авифавир» и «Арепливир», во все регионы. <…> Общая сумма отгрузок ГК «Биотэк» составила 45 миллиардов рублей», — сказано на официальном сайте холдинга.
На интерактивной карте видно, что область деятельности холдинга «Биотэк» действительно охватывает, в буквальном смысле, всю Российскую Федерацию.
Важно, что помимо «коронавирусных» поставок, группа компаний занимается продажей реагентов, медоборудования и лекарств по основным терапевтическим направлениям — онкология, ВИЧ, кардиология, диабет, неврология, психиатрия и другие, в том числе, редкие заболевания, препараты для лечения которых стоят очень дорого. Очевидно, речь идет и о лекарствах из списка жизненно необходимых.
По сути, компании Бориса Шпигеля занимаются дистрибуцией дорогостоящих лекарств по всей стране — это основной источник дохода. Свои товары «Биотэк» тоже производит. Среди них этиловый спирт, масло шиповника, аскорбиновая кислота, анальгин, цитрамон и другие лекарственные средства — однако препаратов от редких заболеваний в справочных списках не найти. Они закупаются у производителей и перепродаются в российские аптеки. И, конечно же, больницы — по государственным контрактам.
Предположительно, именно госконтракты составляют львиную долю прибыли «Биотэка». От регионов холдинг только за три месяца текущего года получил более 100 миллионов рублей.
Начинал мастодонт фармацевтического бизнеса с той самой Пензенской области. В 2003 году, спустя 12 лет после основания «Биотэк», Шпигель становится сенатором Совета Федерации от Пензенской области. По неподтвержденным данным, не без покровительства ныне покойного экс-губернатора региона Василия Бочкарева.
В 2005 году власти запускают программу Дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), призванную расширить доступность качественной фармацевтической помощи для льготников. Государство выделило на закупку лекарств 50,8 миллиарда рублей.
Тендер решили не проводить, но поставили условия, под которые попадали только крупные игроки фармацевтического рынка, предоставившие рекомендации представителя президента и губернатора региона. Отбором дистрибьюторов занимался Росздравнадзор, где начальником комиссии сертификации лекарств по счастливой случайности был Вадим Белоножко — бывший коммерческий директор «Биотэка».
По не менее счастливой случайности эксклюзивным поставщиком лекарств в Приволжском федеральном округе стал «Биотэк». В том же году холдинг строит в Пензенской области завод по производству инсулина китайской корпорации Tonghua Dongbao — и это только начало. К августу 2020 года группа компаний показала годовой прирост продаж в 29% и осталась в первой десятке крупнейших фармакологических дистрибьюторов России. А потом что-то пошло не так.
В январе нынешнего года «Биотэк» внезапно потеряла очень прибыльный госконтракт на поставку дорогого препарата для лечения редких заболеваний крови. Новым поставщиком стал конкурент «Биотэка» — компания «Фармстандарт» Виктора Харитонина, которая производит аналогичный препарат самостоятельно. При этом выгоднее госзакупка не стала: одна упаковка стоит более 270 тысяч рублей.
«Дело Белозерцева — Шпигеля получит межрегиональный характер и станет первым в своем роде. «Биотэк» Шпигеля получала медицинские госконтракты во многих регионах России, и все они будут подвергнуты ревизии», — отметил политолог Марат Баширов в Telegram.
Возможно, «разработка» Шпигеля началась уже тогда, а губернатор Белозерцев был отнюдь не основной целью машины правосудия. Примечательно, что о задержании чиновника сообщили не местные пензенские правоохранители, а сотрудники московского главка Следственного комитета. Подготовка к задержанию велась на федеральном уровне.
«Володинское» дело
Не исключено, что задержание Белозерцева перед сентябрьскими выборами в Госдуму свидетельствует о «перебалансировке» сил в партии «Единая Россия». Перед губернаторскими выборами (на которых Белозерцев набрал рекордные 78% голосов) спикер Госдумы Вячеслав Володин несколько раз приезжал в Пензу и всячески подчеркивал достоинства действующего губернатора перед журналистами.
Иначе говоря, Володин оказал Белозерцеву предвыборную аппаратную поддержку. Как отмечает политолог Илья Гращенков, Володин пролоббировал сохранение губернатора на посту.
«Надо полагать, что частично сохранение губернатора пролоббировал спикер ГД Вячеслав Володин. Но вот после пандемии власть опять перешла к тем, кто был недоволен переназначением, включая и силовиков», — отметил Гращенков в Telegram.
Не исключено, что задержание «володинского» протеже стало аппаратным ударом по самому Володину — весьма амбициозному политику. Также не исключено, что Володин просто перестал лоббировать «белозерцевскую» власть в регионе. На таких версиях настаивают «инсайдеры» в Telegram.
А возможно, «ковидные» махинации с госзакупками, в которых подозреваются Шпигель и Белозерцев, приобрели экстраординарный масштаб — причем не только в рамках одного региона.
«Первый — задержанный в этом году губернатор. Предполагаю, не последний», — неспроста заявил депутат Госдумы, замсекретаря Генсовета «Единой России» Александр Хинштейн.
Тем временем, в партии уже объявили о приостановлении членства Белозерцева. Если его вину, конечно, признают.