Статьи

Сболтнул, не смешивал: глава спецслужбы Черногории раскрыл тайны НАТО

В Черногории разгорелся серьезный скандал. Выяснилось, что новый глава Агентства национальной безопасности (АНБ) страны Деян Вукшич во время слушаний в парламенте назвал имена двух сотрудников этой главной черногорской спецслужбы, а также раскрыл личности двух их коллег из спецслужб НАТО и детали проводимых ими секретных операций. Предположительно, они занимались «активностью российских разведслужб в стране и регионе». Оппозиция требует отставки Вукшича, а также привлечения его к уголовной ответственности за разглашение гостайны. Ранее он никогда не работал в спецслужбах, а в качестве адвоката представлял в суде интересы российских клиентов. Подробности — в материале «Известий».

Защищать данные НАТО

«Общий подход НАТО — акцентировать внимание на необходимости защищать наши данные, и мы будем работать со всеми союзниками, чтобы соблюдать процедуры и защищать конфиденциальные данные», — отреагировал генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг на сообщения о том, что в Черногории разразился скандал с утечкой данных о сотрудниках спецслужб. Он отметил, что не будет комментировать вопросы, связанные с работой разведки в Черногории. При этом подчеркнул, что у блока «есть процедура проверки, которая применяется ко всем союзникам, особенно к новым членам, так что те, у кого есть доступ к конфиденциальной информации НАТО, проверяются должным образом, чтобы данные альянса были максимально защищены».

Скандал разгорелся в середине марта. В парламент на слушания комитета по безопасности пригласили вице-премьера Дритана Абазовича и главу Агентства национальной безопасности страны Деяна Вукшича. Дело в том, что Абазовича заподозрили в связях с неким Стеваном Симияновичем, выдававшим себя за американского дипломата и занимавшимся разведкой в Черногории. Оппозиция потребовала, чтобы парламентский комитет допросил вице-премьера. Проходило это всё за закрытыми дверьми.

Симияновича задержали в Никшиче по подозрению в использовании поддельного американского дипломатического паспорта. Он раздавал визитки, на которых указывалось, что он работает в американской миссии при ОБСЕ в Вене. В Черногории мужчина пытался активно наладить сотрудничество с представителями сектора безопасности, работавшими в правительстве. В посольстве США в Подгорице официально заявили, что это американский гражданин, но вовсе не американский дипломат. Впоследствии Симияновича отпустили и он беспрепятственно покинул Черногорию, перебравшись в Сербию.

Абазович после слушаний заявил, что, общавшись с американцем, национальных интересов Черногории не предавал и вообще рассказ о его встрече со Стеваном Симияновичем «сильно преувеличен». «Я встречался с Симияновичем так же, как и со многими другими людьми. Он показал мне визитку из американского посольства, — поведал вице-премьер. — Мне и в голову не пришло, что там указана ложная информация». Предположительно, Симиянович приехал в Черногорию вместе с представителем компании American Ballistics и предлагал развивать бизнес в стране.

Однако на слушании в парламенте разгорелся новый скандал. Деян Вукшич, давая показания по делу Абазовича и его контактов с Симияновичем, предоставил членам комитета материалы, в которых содержалась секретная информация — имена двух сотрудников АНБ и двух их коллег из НАТО, а также детали тайных операций, которыми они занимались, — в частности, они изучали «активность российских спецслужб в регионе». Другие подробности не уточнялись.

Серьезные последствия

В оппозиции отреагировали очень жестко, предположив, что такая утечка могла быть сделана специально. Так, депутат от Социал-демократической партии Рашко Коневич наиболее яростно раскритиковал действия Вукшича. «Директор Агентства национальной безопасности грубо нарушил закон о секретных данных. Это настоящий скандал. Он раскрыл личности представителей разведсообщества из НАТО. Это беспрецедентно. До сих пор такого не было в работе спецслужб и парламентского надзора. Такое упущение недопустимо. Это явное нарушение закона, за которое Вукшич должен быть привлечен к ответственности», — считает Коневич. По его словам, передав секретную информацию, глава АНБ нарушил закон о секретности данных. А это в свою очередь подорвало репутацию Агентства национальной безопасности и доверие к его работе.

Согласен с ним и один из лидеров Демократического фронта Небойша Медоевич, заявивший, что, раскрыв секретную информацию, «полученную от разведывательных служб других стран-членов НАТО, Вукшич поставил под угрозу национальную безопасность и секретность международных операций». «Этот скандальный и явно преднамеренный шаг Вукшича нельзя рассматривать как плод невежества и дезориентации, к нему надо относиться как к хорошо спланированному акту подрывной деятельности с серьезными последствиями для национальной безопасности», — резюмировал он.

Конфликт попытались сгладить. Так, вице-премьер пообещал поговорить с главой АНБ, а председатель парламентского комитета по безопасности Милан Кнежевич предположил, что это было сделано случайно. Оппозиция такого отношения к произошедшему не разделяет, считая, что Вукшич должен подать в отставку, к тому же его надо привлечь к ответственности. По законам страны, за разглашение государственной тайны ему может грозить до 10 лет тюрьмы.

Этот скандал может нанести серьезный удар по репутации Черногории как страны, недавно вступившей в НАТО. В Североатлантическом альянсе и так возникали вопросы по поводу назначения Кнежевича главой парламентского комитета по безопасности и членом Совета национальной безопасности страны. Будучи лидером Демократического фронта, он считается просербским и пророссийским политиком. Неоднозначно в блоке отнеслись и к назначению Деяна Вукшича на пост главы АНБ. До этого он работал адвокатом и обычно представлял в суде интересы российских клиентов. Со спецслужбами никогда не был связан, зато активно занимался политикой и представлял Демократический фронт в городе Котор. Это, кстати, считается недопустимым для директора главной черногорской спецслужбы.

Три возможных сценария
В конце декабря в стране после прошедших в августе парламентских выборов удалось создать новое правительство. Впервые за последние три десятка лет его сформировала оппозиция, победившая на выборах и получившая 41 из 81 депутатского мандата. При этом ранее правившая Демократическая партия социалистов получила в нынешнем парламенте самую большую фракцию из 30 депутатов. Большое влияние на формирование нового кабинета министров оказала Сербская православная церковь. Сам черногорский премьер Здравко Кривокапич очень религиозен, а половина министров, вошедших в состав его правительства, также тесно связана с церковью.

При этом портфели в новом правительстве не получили представители двух главных сил победившей на выборах оппозиции, которые совместно провели в парламент 37 депутатов, — это Демократический фронт, считающийся просербским и пророссийским, и «Демократы», которых поддерживают США. Президентом следующие пару лет будет оставаться Мило Джуканович из Демократической партии социалистов, которая сейчас оказалась в оппозиции.

В Москве и в Подгорице по-разному воспринимают проигрыш партии президента на парламентских выборах и приход условно пророссийской коалиции к власти, отмечает в беседе с «Известиями» специалист по Балканам, доцент НИУ ВШЭ, старший сотрудник Института Европы РАН Екатерина Энтина. «В России считают, что это завершенная фаза современного политического развития Черногории и что через год Джукановича сбросят и Подгорица будет более свободной в своей внешнеполитической ориентации. Самый интересный вопрос — насколько преждевременны подобные оценки. Скорее всего, Джуканович вряд ли удержится у власти, хотя это тоже большой вопрос», — считает политолог.

По мнению балканиста, есть несколько сценариев развития событий в Черногории через год. Первый — самый маловероятный, но его нельзя сбрасывать со счетов: всЁ остается так, как есть. «Джуканович в том или ином виде остается у власти. Второй — самый вероятный: из черногорской национальной группировки, ярким представителем которой является Джуканович, антисербский и по инерции теперь антироссийский политик, американцы и Брюссель постараются в течение года вывести во власть какую-то новую устойчивую фигуру. Будут вложены колоссальные усилия», — полагает эксперт.

Энтина называет также третий сценарий, который был бы самым приемлемым для России и задавал бы горизонты стратегического сотрудничества Москвы с Подгорицей. «Это тот вариант, который бы хотели видеть в России: оппозиция, которая пришла к власти, сумеет удержаться, преодолеть внутренние противоречия. Третий сценарий делает более возможным в некоторой степени возврат теплых отношений Москвы и Подгорицы. В РФ считается, что приход Кривокапича может обеспечить быстрое сближение двух стран», — отметила политолог, добавив, что с момента формирования кабинета министров прошло уже несколько месяцев и внешнеполитическая линия не изменилась. Новый премьер сосредоточен на решении внутренних проблем, а внешнеполитическая повестка осталась нетронутой. «В течение года каких-то поворотов ожидать сложно. По стабилизации просербского и пророссийского умеренного курса мы будем судить об усилении Кривокапича и его соратников на внутриполитической арене. Ожидать резкого пророссийского крена в условиях нулевой инициативы со стороны Москвы по меньшей мере странно», — сообщила Энтина.

В свою очередь старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искандеров также отмечает, что Черногория в последние годы находится в состоянии перманентного внутриполитического кризиса. «Именно под этим углом необходимо рассматривать все конфликты, имеющие место в этой стране. Черногория уже не первое десятилетие расколота между сторонниками прозападного вектора и сторонниками укрепления отношений с Сербией и Россией. Как показывает практика последних выборов, представители и того и другого лагеря сохраняют свои позиции либо в структурах президентской власти, либо в парламенте», — рассказал эксперт в разговоре с «Известиями».

Политолог считает, что нынешний скандал — это продолжение политической борьбы. Дальше взаимных обвинений в парламенте и структурах спецслужб, по его мнению, дело не пойдет. «Это вялотекущее политическое брожение, но за этими обвинениями обычно ничего не стоит, на отношениях Черногории с ЕС и НАТО это не скажется, поскольку они прекрасно отдают себе отчет, что из себя представляет Черногория, и просто закроют глаза на все эти моменты, учитывая, что Подгорица не является ни для Евросоюза, ни для НАТО таким уж приоритетным партнером, — пояснил эксперт. — Принимая Черногорию в 2018 году в Североатлантический альянс, в Брюсселе и Вашингтоне рассчитывали продемонстрировать свою активность и показать, что расширение НАТО не заблокировано для других стран».

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.