Атака из музея – иначе и не назовешь роскошные интерьеры, из которых вел огонь Владимир Барданов в подмосковных Мытищах. Львы на входе, лепнина, живопись и гигантская коллекция редкого оружия, тысячи патронов. И такой арсенал – у ранее судимого преступника. Почему оружейный барон смог получить лицензию на винтовки и карабины, да и еще и превратить свой коттедж в неприступную крепость?
В подмосковном поселке Вешки сохраняется оцепление. Накануне здесь проходила спецоперация по задержанию Владимира Барданова. После нее сгоревший дом тщательно исследовали саперы, теперь там же работают следователи-криминалисты.
Гостей встречают львы. Тут же слева – черепаха поглядывает в камеру. Парадный вход увенчан литерой «Б» – по фамилии владельца. Над ней распахивает крылья резной орел. Животных хозяин дома любил – держал у себя на участке и рысь, и крокодилов, и медведей.
Это кадры внутри дома: винтовые лестницы, фонтан в холле. Рядом – доспехи. Соседи говорят, дом Барданов использовал фактически как музей: «Они жили там, как в музее. А жили они там – у него была кухня небольшая, и они все время проводили на этой кухне».
Но главной страстью Барданова были не интерьеры, а все же оружие. Мраморные колонны, мебель из красного дерева и матрас, на котором лежат гранаты, дымовые шашки, взрывчатка. Все это чудом не взорвалось при пожаре. Говорят, во время штурма Барданов бросил в спецназовцев около 20 различных гранат. Бойцы давили его ответным огнем.
Судя по фотографиям, Владимир Барданов буквально обложился боевыми винтовками. Пистолеты-пулеметы военных лет: Судаева, Шпагина, легендарный ППШ. Здесь же три автомата и один пулемет Калашникова, ПП «Кедр», карабин Симонова, пистолет ТТ. Это только то, что нашли рядом с телом оружейного барона.
«Судя по всему, это оружие, которое каким-то образом оказалось выведено из легального оборота или было похищено с воинских складов, либо пришло контрабандой», – сказал председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.
К нему, в общем-то, и пришли, когда заподозрили в незаконном хранении оружия. Сотрудники полиции заявили, что хотят провести обыск, а Барданов заперся дома и открыл огонь.
«Полицейские предъявили жене подозреваемого постановление суда о проведении осмотра жилого помещения и вошли на участок. В этот момент из окна дома мужчина открыл стрельбу из автоматического оружия и бросил две гранаты», – сообщила начальник пресс-службы ГУ МВД России по Московской области Татьяна Петрова.
На место выехал спецназ. Сперва – уговоры сдаться. На них Барданов отреагировал стрельбой.
«Сначала он сам зажег, видимо, помещение, в котором у него были боеприпасы, и там стоял треск. Видимо, взрывались патроны. Это было долго. Было предположение, что он хотел избавится от улик и сдаться. Но он сдаваться не стал», – рассказал житель поселка Вешки Сергей Козорез.
Затем штурм. Во время перестрелки в ногу был ранен один из росгвардейцев, сейчас его жизни ничего не угрожает. При этом некоторые СМИ начали оценивать саму спецоперацию негативно: дескать, она длилась долго – около 10 часов. Да и бойцы чуть ли не должны были не задержать Барданова голыми руками и сберечь особняк от разрушений.
«Главная задача спецназа всегда – безопасность людей. Оперативность и скорость – вопрос вторичный. Спецоперация проводилась в очень сложных условиях», – говорит Хинштейн в ответ на критику в адрес правоохранителей.
В первую очередь спецназ оцепил территорию и не допустил, чтобы пострадал кто-то из соседей оружейного барона. В ходе перестрелки его особняк загорелся. Барданов забаррикадировался на третьем этаже и погиб в огне. Следственный комитет возбудил против оружейника уголовное дело. Планируются назначения взрывотехнической, баллистической и других экспертиз, в том числе психиатрической.
Барданову был 61 год. Проблемы с законом у него начались еще в подростковом возрасте: его привлекали за грабеж. Затем разбой. Барданов получил два года лишения свободы. В 1980-е он якобы был фарцовщиком, а 1990-е даже был связан с бандами. Жил в сталинке на Кутузовском проспекте. Соседи говорят – давно съехал.
Затем, в 2002 году, его хотели судить за мошенничество, но дело было закрыто. В последние годы Барданов занимался бизнесом. Человек с такой биографией смог зарегистрировать частное охранное предприятие и даже официально получить несколько единиц небоевого оружия.
«Данный гражданин имел судимость в 1976 году. Это было 45 лет назад. В соответствии с действующим законодательством, судимость была погашена. Таким образом, у правоохранительных органов не было никаких оснований отказать ему в получении соответствующих разрешений на законное владение шестью единицами оружия», – говорит официальный представитель Росгвардии Валерий Грибакин.
Самый безобидный экземпляр из официально зарегистрированной коллекции оружия Владимира Барданова – это газовый пистолет Grand Power. Также у него имелась разборная нарезная винтовка Blaser для скорострельной стрельбы, карабин МА-136С, который называют охотничьей версией автомата Калашникова, германская мелкокалиберная винтовка Anschutz, разработанная для биатлонистов и занятий спортивной стрельбой, самозарядный карабин ДП-01, изготовленный на базе ручного пулемета Дягтерева и особенный экземпляр – коллекционное ружье МЦ-109, инкрустированное серебром и золотом. Приблизительная стоимость такого оружия – около двух миллионов рублей.
Как отмечает генеральный директор группы компаний по продаже гражданского и служебного оружия Владимир Тупицын, просто так прийти в магазин и купить такое оружие невозможно. Такую коллекцию нельзя назвать и стандартным набором охотника. В ней присутствуют лимитированные образцы – такие выпускались малыми партиями или делались под заказ.
За тем, как Барданов хранил эти легальные образцы оружия, должны были следить в лицензионно-разрешительном отделе подмосковных Мытищ. Но там комментариев не дают.
Вполне возможно, что, придя к Барданову проверять легальные винтовки, инспекторы обнаружили бы и боевые. Соседи говорят: в этом мужчине оружейного барона никто бы и не распознал.
«За ним такого никогда не наблюдалось, чтобы он конфликтный был или что-то такое. Нормальный дядечка был. Были у него экзотические животные», – говорит сосед по имени Ильдар.
И если животных он держал во дворе, то в доме – вот такой набор патронов. Здесь коробки с пистолетными и автоматными пулями. Их тысячи. А вот и не тронутые огнем пистолеты Макарова с заряженными магазинами. Гранаты. Многие из них стоят на вооружении армии и спецслужб. Откуда в доме такое обилие оружия, теперь будет устанавливать следствие.
«Здесь можно сделать вывод, что связи у этого человека в криминальном мире были обширные. Они были налажены на долговременное сотрудничество, поскольку хранить редкое оружие без цели продажи – это дорогое удовольствие. Хранить его – дело непростое. Тем более если дело касается взрывчатки – нужны особые условия хранения», – комментирует бывший сотрудник ФСБ Александр Беляев.
По одной из версий, Барданов мог быть оружейником организованной преступной группы: хранить дома автоматы и выдавать их на задания киллерам. Также мог относится к так называемым трофейщикам или черным копателям, что собирают военные образцы старых лет.
«Думаю, что стоит подвергнуть пересмотру подходы в наблюдении за этими копателями. Если у одного человека может быть столько оружия, то что будет, если они объединятся в группу. Что тогда, надо будет регулярные войска вызывать?» – говорит депутат Государственной думы Михаил Старшинов.
А еще не исключено, что Барданов, что называется, просто помешался на оружии. Складировал все, до чего дотягивалась руки. Ведь в последние годы он вообще коллекционировал, похоже, все подряд: от живых зверей и мебели до гранат и пулеметов. И эта страсть довела его сначала до уголовного дела, а затем до смерти и печальной славы.