Общество

Долгая дорога к дому: благодаря ковиду российские туристы открыли свою страну

Участники туристической отрасли прогнозируют в этом году беспрецедентное увеличение поездок по России. Объемы турпотока могут не только сравняться, но и превысить показатели «доковидного» 2019 года. Уже сейчас некоторые черноморские отели распродали номерной фонд на летние месяцы. Закрытые границы и акция с кешбэком простимулировали россиян путешествовать по родной стране, открывая для себя новые маршруты и виды туризма.

Похоже, 2021 год станет для россиян годом активного внутреннего туризма. Поисковая система Google показывает огромный всплеск интереса к поездкам внутри страны. Пользователи запрашивают информацию по региональным паркам, домам отдыха, вариантам автопутешествий и семейному отдыху. Рост внутреннего турпотока подтверждают и данные «СберАналитики»: платежи внутри страны увеличились на 38%. Россияне стали больше платить и больше ездить по России. При этом доля повторных туристов наиболее велика в Ленинградской области и московской агломерации – 33% и 28% от общего турпотока соответственно.

«Когда границы открылись в 1990-е, туризм стал ассоциироваться исключительно с поездками за рубеж, а отрасль внутри страны пришла в упадок. Люди ехали из России, был важен сам факт пересечения границы. В последние два года этот тренд становится все менее значимым. Те, кто рвался в другие страны, уже много раз там побывали, выросло поколение россиян, для которого границы были открыты всегда. На них не давит этот комплекс. Именно поэтому сейчас Ростуризм делает ставку на известные курорты внутри страны и новые направления. Мы рассчитываем, что объекты размещения и турбизнес сумеют воспользоваться теми возможностями, которые они получили в период пандемии», – говорит президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Андрей Игнатьев.

Большая часть внутренних туристов традиционно выбирают пляжные направления (на фото: Ялта)Shutterstock/FOTODOM

Дно пройдено

Этот сезон будет рекордным, убежден и Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин», специализирующегося на внутреннем туризме. Можно говорить о том, что внутренний туризм оттолкнулся от дна. По его словам, летом прошлого года, когда российские курорты открылись, спрос очень сильно пошел вверх, но потери за период простоя в апреле–июне были колоссальными, и по итогам года ни один регион или туроператор не смогли выйти даже в ноль. Несмотря на стопроцентную загрузку отелей летом, авиакомпании просели на 50–70%, отели – на 30–50%, не исключая Краснодарский край и Крым.

«В этом году ситуация значительно лучше, так как не предполагается закрытия курортов. Уже в феврале мы видели 40–30-процентный прирост бронирований на все периоды 2021 года. Хорошо продаются и майские праздники, и все летние месяцы, но больше всего проданных туров приходится на июнь, так как он еще попадает под действие кешбэка», – рассказал эксперт. По его словам, на сегодняшний день прирост составляет уже 50% к 2019 году. Если раньше отели распродавали свои номера на лето к началу июля, то в этом году некоторые из них уже сейчас встали на стоп и не принимают туристов даже на август.

Большая часть, конечно, едет на Черноморское побережье. В 2019 году пляжный отдых выбрали 50% российских туристов, в 2020 году – 75%, а в 2021-м ожидается до 80%. Такой прирост дают россияне, привыкшие отдыхать на зарубежных морских курортах. Например, министр туризма Крыма недавно заявил, что регион готовится побить рекорд Советского Союза и в этом году ожидает 8 млн туристов. По итогам 2020 года он принял 6 млн.

Здесь и сейчас

Россия как туристическое направление, безусловно, стала драйвером продаж в начале этого года, говорит генеральный директор онлайн-сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru Станислав Сацук. Ее доля в общем количестве продаж стабильно растет и с 15% в начале января достигла 30% в конце марта. В марте 2019 года этот показатель был всего лишь 7%. «Travel-рынок России, согласно Skift Recovery Index, восстанавливается быстрее, чем в других странах, практически опережая всю планету. На нашем уровне находятся только Мексика и США, все остальные – позади. Мы видим, что восстановление рынка происходит не только за счет эффективных действий правительства, но и благодаря реализации отложенного спроса, который компенсирует даже сезонные факторы. Например, в этом году у нас не было просадки продаж в начале марта – это характерное снижение объемов, которое фиксировалось всегда в переходный период между условно зимним сезоном и началом высокого летнего сезона. Пандемия идет на спад, теплеет на открытых для поездок направлениях – курортах России и Турции, и люди готовы лететь на отдых», – рассказал он.

По его словам, отложенный спрос привел к резким скачкам продаж. Подобная ситуация уже происходила в августе – октябре 2020 года, когда рост обращений за турами в колл-центр достигал 100%, а продажи росли в 2–2,5 раза на протяжении трех недель.

Сильное влияние на отрасль также оказала акция «20% кешбэка» на туры, оплаченные картой «Мир», на российские направления с 18 марта по 15 июня 2021 года включительно. Максимальный размер кешбэка не превышает 20 тысяч рублей, при этом, по официальным данным, уже в первую неделю акции туристам вернулось почти 500 млн рублей.

Большая часть туристов в этом году выбрали Адлер (50% проданных туров), по 5–7% досталось Сочи, Красной Поляне, Ялте и Санкт-Петербургу. Калининград неожиданно получил 4%, Анапа – 3%, Хоста и Геленджик – по 2%. В летней выборке лидирует также Адлер (46%), еще 12% взяла Анапа, остальным российским курортам досталось от 2% до 4%. Вместе с количеством продаж растет и средний чек. Если в 2019 году он составлял 33 631 руб. (летом 52 810 руб.), то в 2021 году – 42 277 руб. (66 602 руб.) соответственно.

На сегодняшний день самым дорогим из проданных туров стала путевка в Сочи, в четырехзвездочный отель для двоих взрослых и ребенка на десять ночей на полный пансион стоимостью 260 тысяч рублей. Самым дешевым – двухдневная поездка в Санкт-Петербург для одного взрослого с проживанием в трехзвездочном отеле с завтраками за 5 тысяч рублей. Продаются все направления, даже несезонные, как Калининград (доля 7% от всех туров по России), или нехарактерные для пакетных туров, как Санкт-Петербург (доля 6%). «При этом нет значительной глубины бронирования, т. е. большая часть туров покупается для отдыха «здесь и сейчас», средняя глубина – 15 дней. Все это указывает на то, что люди истосковались по путешествиям и используют все возможности для организации отдыха и смены обстановки», – отмечает эксперт.

Туроператоры при поддержке Ростуризма старались снизить цену тура по России после закрытия границ, говорит президент РСТ Андрей Игнатьев. Это удалось сделать благодаря чартерам в Бурятию, Хакасию, зимним турам в Шерегеш и т. д. Цена недельного тура вполне могла уложиться в 40 тысяч рублей с перелетом из Москвы. «В этом году при условии субсидирования чартеров по России такой турпродукт может быть представлен еще шире. При этом лидеры спроса, конечно, останутся традиционными: Краснодарский край, Крым, Москва, Санкт-Петербург, Казань сохранят свои первые места. Постепенно спрос вернется к обычной структуре: 50% – пляжный отдых, 50% – экскурсионный и активный туризм», – считает он.

Все больше людей выбирают активный отдых на природеShutterstock/Fotodom

Запрос на пятерку

Между тем на внутреннем рынке ярко обозначился повышенный спрос на объекты премиального класса. Россияне, привыкшие проводить отпуск на зарубежных пляжах, вынуждены отправиться на российские, но при этом хотят сохранить звездность отеля и уровень обслуживания. Из-за этого в прошлом году сложился дефицит четырех- и пятизвездочных отелей. В Краснодарском крае и Крыму таких очень немного, и спрос быстро превысил предложение, соответственно выросла и цена.

«На Черноморское побережье вдруг приехала платежеспособная публика с долларовыми заначками, и отели этим воспользовались», – пояснил Сергей Ромашкин. По его словам, среднее повышение в сегменте дорогих отелей составило 15%, в этом году они тоже подняли цены на 10%. Были даже такие, кто продавал номера на 40% дороже, и все равно все были распроданы.

В сегменте трехзвездочных отелей такого повышения не произошло, потому что дефицита в них не возникло и заполняемость в прошлом году не была полной. Средний чек вырос не более чем на 10%. В экскурсионном сегменте произошло даже снижение цен, отмечает гендиректор «Дельфина». Отели стоят полупустые, и некоторые «пятерки» можно купить по цене «трешки».

Социальная дистанция

При этом путешествия становятся более индивидуальными, отмечает Сергей Ромашкин. Так, еще в прошлом году большинство туристов отдали предпочтение не самолету, а личному автотранспорту, тем самым избегая излишнего контакта с большим количеством незнакомых людей. К тому же современные путешественники хотят быть мобильными даже на отдыхе, а каршеринг у нас пока очень слабо развит.

«Особенно это заметно в Крыму. За 10 дней туристы умудряются побывать в пяти-шести местах, посетить все основные достопримечательности полуострова. Если раньше таких было порядка 50%, то сейчас доходит до 70%. Только треть летит на отдых на самолете, при том что цены на авиабилеты в прошлом году были очень низкие. Думаю, эта тенденция сохранится и в этом году, тем более что авиакомпании начали повышать стоимость перелетов», – рассказал эксперт.

Возросла популярность путешествий на Алтай (на фото), Байкал, КамчаткуShutterstock/FOTODOM

Локальный туризм станет одним из главных трендов 2021 года, согласен Андрей Игнатьев. «Если раньше россияне массово путешествовали по немногочисленным популярным курортам, то теперь слово «массовый» стало синонимом «небезопасный», и все больше людей выбирают для отдыха менее известные уголки страны. То есть расширяется география путешествий», – рассказал он.

По словам эксперта, появляется запрос на кастомизированный отдых – небольшие группы, авторский подход, интересные заповедные места, которые лучше всего смотреть с местными гидами. Есть интерес к активному отдыху на природе – сплавам, конным походам, велотурам, фитнес-турам.

Путешественники стали чаще искать необычные виды размещения в уединенных природных зонах.

Популярность Камчатки, Алтая, Байкала возросла. Многие стали присматриваться к экоотелям, глэмпингам и кемпингам, причем выбирают их в отдаленных красивых местах – в лесах, горах, у озер или моря.

Уникальность и качество

Если бы не пандемия, не было бы столько работы над развитием внутреннего туризма, отмечает президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Грант Бабасян. «Два года назад мы поднимали вопросы, связанные с минимальными турпотоками из крупных стран мира, с отсутствием подходов и методологий развития внутреннего туризма. Сейчас исключительно благодаря пандемии, коронавирусу и закрытым границам между странами мы находимся не просто на этапе роста внимания, а на границе, на которой уже сейчас разрабатываются беспрецедентные меры в законодательстве, в инвестициях, в продвижении», – говорит он.

Это стало окном возможностей для развития внутреннего туризма. Не все, к сожалению, им пользуются здраво – некоторые повышают цены, оставляя сервис на прежнем уровне, но даже при этом спрос на путешествия по стране сейчас огромный. По его словам, нельзя недооценивать туристический потенциал регионов. Например, запуск чартерных перевозок открыл возможности Хакасии, и туристический поток туда увеличился. Уникальная ситуация сложилась с развитием туризма в Бурятии, раньше интерес к отдыху на Байкале был в основном со стороны Иркутской области.

Самое главное – регионы начали работать с межсезонным продуктом, и сегодня уже появились туристические программы на любой сезон. Все это, конечно, в разы увеличило поток путешественников. В работе самих компаний также произошли глобальные изменения: изменилось отношение к привлечению инвесторов, работе с инфраструктурой.

Очень активно регионы работают над созданием и продвижением брендов. Кто-то делает акцент на отдельные виды туризма – например, развивается бренд Казань гастрономическая, Башкирия и Карелия привлекают гостей своими парками и территориями, Мурманская область – северным сиянием, Ямал – событийным туризмом. Очень вырос интерес к Кавказу и особенно к Дагестану.

Сильно пострадали в эти годы туроператоры, отмечает Грант Бабасян. При этом они стали менее интересны для потребителей. Туристы научились сами компоновать туры, формировать маршруты, бронировать жилье, брать в аренду автомобили. Поэтому туроператорам приходится переформатировать бизнес, заниматься драматургией туров и создавать новые интересные продукты. Отели, в свою очередь, создают дополнительную инфраструктуру, дополнительные сервисы и, конечно, часто завышают стоимость.

В этих условиях очень важно консолидировать все сферы, связанные с туризмом, и всем вместе создавать качественный комплексный продукт, интересный для потребителя, подчеркнул президент ОСИГ.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.