Молдавию ждут выборы «во время чумы»
Президент Молдавии Майя Санду подписала указ о роспуске парламента и назначила дату досрочных выборов — 11 июля. Эти выборы могут стать переломными для страны. В случае победы сторонников Санду Молдавия двинется по пути Грузии и Украины, а РФ на месте братской республики получит еще один враждебный режим и, вероятно, войну в Приднестровье. Есть ли шансы избежать подобного сценария? Ситуацию прокомментировал для «МК» политолог Богдан Цырдя.
— Как вы относитесь к тому факту, что выборы назначены? Это хорошо для страны или плохо?
— Выборы назначены на 11 июля. Значит, официально предвыборная кампания начнется 11 мая. Формально, на нее отводится два месяца, но на самом деле намного меньше. Это первое. Второе — денег на выборы в бюджете нет. Они не были предусмотрены в этом году. По закону, должен собраться парламент и проголосовать за поправки в бюджет и выделение денег на выборы. А парламент распущен. Поэтому Санду придется опять идти на нарушение Конституции и закона и попытаться через Конституционный суд дать полномочия правительству, отправленному в отставку, выделить эти деньги. Но еще раз подчеркиваю, что денег нет. Надо примерно 125 миллионов леев, или 6 миллионов евро. А в бюджете максимум наберется 60 миллионов, то есть половина. Третье. Благодаря тому, что Санду через КС отменила чрезвычайное положение (введенное ранее из-за коронавируса с 1 апреля до 30 мая – М.П.), отменились все программы социальной и экономической защиты населения и частного бизнеса. Это и налоговые льготы, и бесплатное электричество для всех домохозяйств в течение двух месяцев, и выделение денег на закупку вакцин. Потому что все эти социальные программы и налоговые льготы были приняты в контексте чрезвычайного положения.
— Как обстоят сегодня в Молдове дела с ковидом? Есть ли улучшение?
— Специалисты говорят, что к концу мая в Молдове будет взрыв заражений ковидом. Потому что у нас вакцинирована только 3% населения, вакцин катастрофически не хватает. Денег на борьбу с ковидом нет. Больницы забиты до отказа. И вот во время этой чумы мы начинаем избирательную кампанию. В сентябре 2020 года до начала президентской кампании в Молдове было по 500 инфицированных в день. Уже в ноябре эта цифра подскочила до 1700. Есть вероятность, что будет по 80-100 умерших в день, что для Молдовы является огромной цифрой.
— Какова позиция внешних игроков в отношении досрочных выборов? Они поддерживают их проведение?
— В Молдове уже сегодня установлено прямое внешнее управление. Страной открыто, бесцеремонно, нагло управляет посол США Дерек Хоган. Ну и немножко – посол Евросоюза. Именно они запугали Конституционный суд, именно они запугали судью КС Бориса Лупашку, которого мы назначили и который снял свою кандидатуру, они запугали нашего кандидата в премьеры Марианну Дурлештяну, которая также сняла свою кандидатуру. И именно они продавили роспуск парламента и досрочные выборы.
— В какой степени Санду является управляемой извне фигурой? Что принесет Молдове ее победа на парламентских выборах, на ваш взгляд?
— Майя Санду – это не просто представитель фонда Сороса. Это фронтмен Госдепа США и транснациональных корпораций. Этот человек открыто координирует всю свою повестку с послом США. Такого не позволяет себе даже Зеленский. Санду – это и символ, и угроза тотальной потери молдавского суверенитета. Она полностью исполняет все указания МВФ, все указания Госдепа. У нас в Партии социалистов существуют серьезные опасения, что если Санду возьмет весь парламент, она не только отменит понижение пенсионного возраста, примет закон о продаже земли иностранцам, изменит Конституцию, заменив молдавский язык румынским. Все это она сделает, но гораздо хуже то, что она будет играть на стороне «партии войны». Доведет ситуацию до возобновления локального конфликта в Приднестровском регионе либо до вовлечения Молдовы в более широкий спектр военных действий, связанных с восточной Украиной и Крымом. Такие опасения у нас есть.
— Могут ли социалисты что-то предпринять, чтобы избежать подобного сценария, или вам остается только признать свое поражение?
— Я по профессии историк и политолог, доктор политических наук. История говорит, что безвыходных положений нет. Все зависит от воли, от силы личности, от умения выстраивать альянсы и т.д. Мы считаем, что все-таки шансы на хороший результат у Партии социалистов есть. Мы сегодня пытаемся создать единый левый фронт, хотя это очень тяжелая, почти невыполнимая задача. У нас все левые партии, к сожалению, в кармане у посла США. Мы пытаемся медийно укрепиться. Хотя подчеркнем, что посольство США в течение одного года поставило на гранты все русскоязычные порталы и телевидение, включая TV8, которым руководит Наталья Морарь, которая ранее работала в одной из организаций Ходорковского. Все получили огромные деньги от посольства США. Только TV8 получило 3 миллиона долларов. Безусловно, нам очень сложно в этой ситуации, когда все русскоязычные региональные СМИ, все порталы сидят на грантах Сороса и Госдепа, получают миллионы и бьют по Игорю Додону, бьют по Владимиру Путину. На TV8, например, месяц назад показали фильм Навального про «дворец Путина». То есть наши либералы и «соросята» работают в связке с либералами из РФ. Они даже в российских СМИ транслируют информацию, искажающую реальность. Несмотря на все грехи Игоря Додона и Партии социалистов, сегодня это единственная реальная пророссийская сила в Молдове. Именно благодаря нашим усилиям Молдова стала наблюдателем в Евразийской экономической комиссии. Разве это не успех? В Молдове 65 партий, из них 64 против нас. У нас 14 тысяч НКО, которые все работают против нас. У нас более ста СМИ на грантах Сороса. Вот такая ситуация.
— Как будут проходить выборы? Ваш прогноз?
— Мобилизация будет мощная. Выборы будут очень жесткими. США включатся по полной программе. Будут сливать кучу компромата. Уже сегодня за депутатами ПСРМ и нашими журналистами ведется тотальная слежка. Поляризация общества будет огромной. Шансы? Шансы всегда есть. Они зависят не только от мобилизации молдавского электората, но и от мобилизации нашей диаспоры в РФ. Там более 300 тысяч молдаван, а голосовали тысяч 10. А в Европе из 300 тысяч голосовали 250. И все за Санду. Потому что ЕС включил весь ресурс, от угроз потери работы до угроз депортации на родину. За счет этого победила Майя Санду, и сейчас она рассчитывает повторить этот успех.