Рост числа нейтронов в одном из помещений Чернобыльской атомной электростанции указывает на продолжение реакции деления в законсервированной АЭС. Об этом в среду, 5 мая, сообщил журнал Science.
По данным издания, установленные на АЭС датчики фиксируют увеличение числа нейтронов в одном из недоступных помещений, что указывает на реакцию ядерного деления. Эти сведения также подтверждают украинские ученые.
«Мы не можем исключить возможность аварии», — заявил представитель киевского Института проблем безопасности атомных электростанций.
По словам ученого, нарастание количества нейтронов идет медленно. В запасе есть еще несколько лет для определения мер по противодействию угрозе, добавил специалист.
Ситуация на Чернобыльской атомной электростанции похожа на «тлеющие угли в мангале», заявил химик Нил Хайят, работающий в Шеффилдском университете.
Отмечается, что проблема заключается в том, что первое изоляционное сооружение, называемое «укрытие», позволяло дождевой воде просачиваться внутрь. Жидкость замедляет нейтроны, повышая вероятность их взаимодействия с ядрами урана, что приводило к резкому увеличению потока нейтронов в результате распада. Считалось, что новый безопасный конфайнмент, построенный в 2016 году, стабилизирует ситуацию, но в некоторых местах поток нейтронов всё равно продолжил расти.
«Бесконтрольная реакция деления в расплаве может угаснуть после того, как из-за высокой температуры в результате деления испарятся остатки воды. Хотя взрывную реакцию можно сдержать, она грозит обрушить неустойчивые элементы шаткого «укрытия», и тогда новый безопасный конфайнмент наполнится радиоактивной пылью», — заключил Савельев.
26 апреля президент Украины Владимир Зеленский в ходе встречи с гендиректором Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэлем Мариано Гросси в Киеве заявил, что страна намерена перейти к использованию новейших ядерных реакторов, а также локализовать их технологическое производство. Он отметил, что государство работает над развитием атомной отрасли для обеспечения энергетической безопасности и «синхронизации национальной энергетической системы с энергосистемой Евросоюза».