Препарат способен на 40% увеличивать эффективность химиотерапии у пациентов с глиобластомой. Это самая агрессивная опухоль мозга, которая унесла жизнь певицы Жанны Фриске. Сейчас с болезнью мужественно борется актриса Анастасия Заворотнюк.
Прогноз для пациентов с таким диагнозом неутешителен: люди угасают за 15 месяцев. Однако благодаря новосибирским ученым у больных глиобластомой появился шанс: сибирские химики изобрели препарат, который сможет сделать лечение эффективнее на 40%. Лекарство уже прошло испытание на мышах.
«Особенность клеток глиобластомы в том, что после химиотерапии они способны восстанавливаться, даже несмотря на серьезные повреждения, которые получают во время химиотерапии, – объяснила КП-Новосибирск Ксения Ковалева, кандидат химических наук, научный сотрудник Института органической химии имени Н. Н. Ворожцова СО РАН. – Это происходит из-за особых ферментов репарации, которые содержатся в опухоли».
Вариант только один: лишить клетку возможности восстанавливать поврежденные части. А если говорить научными терминами, «подавить работу ферментов репарации». Над этим и стали работать новосибирские ученые. И на помощь им пришла сибирская природа. Точнее, хвойные деревья.
«Вещество, с которого мы начинаем синтез, называется дегидроабиетиламин. Оно является полусинтетическим, получают его из дегидроабиетиновой кислоты. Это смоляная кислота, которая содержится в живице хвойных растений. Особенно много ее в живице ели сибирской (Picea Obovata). Второе вещество – каркасный структурный фрагмент адамантан, он создан искусственно, – продолжает Ксения. – Именно из этих веществ мы создаем препарат, который не позволяет раковым клеткам восстанавливаться».
Препарат уже испытали на мышах. Для эксперимента использовали особых гибридов, у которых отсутствует иммунитет, то есть если организм обычных животных отторгает чужеродные ткани при трансплантации, то у лабораторных иммунодепрессивных мышей такого не происходит. К таким мышам и «пришили» опухоли (ксенографты).
«Если бы у них был иммунитет, то мы не смогли бы их «заразить» онкологией», – говорит Ксения. – Мы разделили подопытных на три группы: одних мышей не лечили, другим давали обычные лекарства, а третьей группе давали не только стандартные лекарства, но и нашу разработку, – описывает эксперимент Ксения. – И, если в первых двух группах болезнь протекала как обычно, у мышей, на которых тестировали нашу разработку, опухоль была значительно меньше. Препарат способен на 40% увеличивать эффективность химиотерапии у пациентов с глиобластомой».
К тому же препарат, по словам ученых, не токсичен. А вот ждать внедрения в массовое производство лекарства придется долго. Еще нужно выяснить, как препарат влияет на человека, нет ли каких-то побочных эффектов.
«Понадобится около пяти лет, чтобы изучить влияние препарата на организм, его фармакокинетику. Еще примерно столько же времени будут длиться клинические исследования, в которых будут участвовать люди», – говорят в институте.