Опрошенные РБК эксперты считают, что Белоруссия не нарушила международных правил, дав указание экстренно посадить лайнер. Однако ситуация с привлечением истребителя МиГ-29 неординарная, отмечают они.
Если исходить из известных на данный момент официальных данных, предоставленных Минском, незапланированная посадка пассажирского самолета Ryanair Афины — Вильнюс в аэропорту белорусской столицы осуществлена в полном соответствии с правилами выполнения международных полетов. Об этом РБК заявил директор Института воздушного и космического права AEROHELP, эксперт в области воздушного права Олег Аксаментов.
По его словам, экстренная посадка была выполнена по правилам, «даже если информация о минировании самолета исходила не от экипажа, а от какого-то третьего лица, в том числе анонимного».
Пока в этой ситуации вызывает вопрос участия истребителя МиГ-29, так как для принудительной посадки должны быть серьезные основания, отметил эксперт. «Например, экипаж выполняет полет в сторону АЭС, не выходит на связь или не выполняет команды диспетчера. Для подобных случаев есть доктрина о возможном применении силы в отношении такого воздушного судна, вплоть до его уничтожения. Все зависит от оценки перспектив возможных неблагоприятных последствий», — заявил он.
Аксаментов допустил существование версии, согласно которой маршрут Ryanair не пролегал через воздушное пространство Белоруссии, например, самолет мог облететь ее через Польшу. «В этом случае нахождение самолета в воздушном пространстве Беларуси уже является неправомерным. В этом случае воздушное судно-нарушитель принуждается к посадке или выпроваживается за пределы национального воздушного пространства любыми средствами, которыми государство располагает, в том числе ВВС», — указал он.
«Истории с якобы минированием самолетов можно придумывать, но в случае с самолетом Ryanair мы этого не знаем», — отметил Аксаментов. Он напомнил о случае с вынужденной посадкой летом 2013 года самолета президента Боливии в Австрии с якобы находившимся на борту экс-сотрудником Агентства нацбезопасности США Эдвардом Сноуденом.
Аналитик уверен, что иски со стороны пассажиров или авиакомпании не будут иметь перспектив. «Случившееся — хороший кейс для «муткорта» (moot cort — игровой судебный процесс. — РБК) или студенческого конкурса по воздушному праву. На практике никак не доказать, что ситуация была сконструирована для достижения политических целей. Одного сообщения, даже впоследствии оказавшегося ложным, о заминированном воздушном судне достаточно, чтобы обеспечить безопасную внеплановую посадку самолета в аэропорту», — считает он.
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров заявил РБК, что не видит в действиях Белоруссии нарушений международных авиационных правил. «Белоруссия, как член ICAO (Международная организация гражданской авиации), отвечает перед международным сообществом за безопасность полетов гражданских воздушных судов в своем воздушном пространстве. Соответственно, любые действия, которые они предпринимают для обеспечения этой безопасности, они абсолютно правомерные», — считает Гусаров. По его мнению, ответственность наступает в том случае, если бы Минск не отреагировал на поступивший сигнал.
«Мы не будем обсуждать, был ли сигнал, не был ли сигнал, во всяком случае белорусские авиационные власти говорят, что был. Они сообщили об этом командиру воздушного судна, и поскольку он находится на территории Белоруссии, он должен подчиняться указаниям диспетчерских служб — подчиняться правилам воздушного пространства того государства, в котором он находится», — уверен Гусаров.
Сопровождение самолета истребителем МиГ-29 также не противоречит нормам, так как нет данных о том, что он угрожал лайнеру или делал опасные маневры, отметил Гусаров. «Вот тогда бы да, встал вопрос о правомерности такого принуждения. В данном случае принуждения не было, командир выполнил указания диспетчерских служб <…> ICAO — неполитическая организация, которая ставит безопасность пассажиров во главу угла <…> если был сигнал, спецслужбы отработали, ничего не случилось», — сказал Гусаров.
По словам авиаюриста Алексея Елтунова, если обращаться к международным конвенциям, в данном случае нет грубых нарушений. «Но ситуация из ряда вон выходящая, я не совсем понимаю, зачем был поднят в воздух боевой самолет, хотя командир воздушного судна, судя по публикациям, и не отказывался приземлиться», — указал он.
Юрист отметил, что международные стандарты — ни Чикагская, ни Монреальская, ни Гаагская конвенции — не регулируют порядок действий государств, в воздушном пространстве которых пролетает предположительно заминированный самолет. По словам Елтунова, решение в таких ситуациях принимает командир воздушного судна, руководствуясь, в частности, инструкциями авиакомпании, реальными обстоятельствами происходящего, а также национальным правом государства, которому принадлежит авиакомпания.
Алексей Елтунов назвал инцидент с посадкой лайнера серьезным и предположил, что на базе ICAO либо иного международного института будет создана международная комиссия, которая может проанализировать случай и подготовить предписание для подобных ситуаций в будущем. «Я не помню в ближайшие годы такого случая, когда военный самолет садил гражданское судно, которое не нарушало воздушное пространство, а летело на законных основаниях из одного государства в другое. Это серьезный момент», — сказал авиаюрист.
Елтунов добавил, что на внутренних рейсах России в большинстве случаев командиры принимают решение совершать посадку в аэропорту назначения без экстренной посадки.
Самолет Ryanair экстренно сел в Минске днем 23 мая. Как сообщили РБК в авиакомпании, от белорусских диспетчеров поступила информация об угрозе на борту лайнера, экипажу дали указание совершить посадку в аэропорту белорусской столицы. В Минск самолет сопроводил военный истребитель Белоруссии МиГ-29; как заявили военные, это было сделано, чтобы «в случае необходимости оказать помощь гражданскому судну».
Всего на борту самолета были 132 человека. Проверка не выявила ничего опасного, спустя пять часов лайнеру разрешили продолжить полет. В Следственном комитете республики заявили, что данные о минировании рейса оказались ложными, следователи завели дело из-за ложного сообщения.
Одним из пассажиров самолета был основатель признанного в Белоруссии экстремистским Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич, его задержали. В стране на него заведено дело по статье об организации массовых беспорядков, КГБ внесло его вместе с другим основателем канала, Степаном Путило, в список террористов. Лидер оппозиции Белоруссии, экс-кандидат в президенты страны Светлана Тихановская уверена, что самолет вынудили совершить посадку именно для того, чтобы задержать Протасевича.