Почетный сотрудник госбезопасности, генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов — о посадке рейса Ryanair в Минске и задержании Протасевича и Сапеги.
После экстренного приземления в Минске борта Ryanair словосочетание «мягкая посадка», принятое в авиации, стало двусмысленным.
Согласно белорусской официальной версии, аэропорты Афин, Вильнюса и Минска одновременно получили сообщение о том, что на борту самолета находится бомба. Вильнюс, Варшава, Львов и Киев не захотели принимать борт Ryanair, поэтому он приземлился в Минске.
Тем не менее большинство мировых СМИ эту посадку упорно называют «принудительной» и напрямую связывают с последовавшим за ней задержанием Романа Протасевича, бывшего главного редактора и одного из основателей Telegram-канала NEXTA, признанного в Белоруссии экстремистским, а еще, как теперь выяснилось, воевавшего на Донбассе добровольца укронацистского батальона «Азов».
За компанию с Протасевичем была задержана гражданка России София Сапега, которая, по ее же собственному признанию на допросе администрировала ТГ-канал «Черная книга Беларуси», выкладывавшего личные данные белорусских силовиков.
Многие считают это успешно проведенной операцией КГБ Беларуси. В связи с этим вспоминается советский анекдот:
Один гражданин решил подшутить. Подошёл к телефону-автомату, набрал номер:
— Алло, это КГБ?
— Да, слушаем…
— Плохо работаете, — и повесил трубку.
На следующем перекрёстке опять звонит из автомата:
— Алло, это КГБ?
К нему подходят сзади, хлопают по плечу:
— КГБ, КГБ. Как умеем, так и работаем.
Последняя фраза, похоже, метко характеризует стиль работы белорусских Джеймсов Бондов.
— Так действовать нельзя, — считает Александр Михайлов, член Совета по внешней и международной политике, бывший сотрудник спецслужб, генерал-майор ФСБ в запасе. Он вообще предпочитает рассматривать ситуации с экстренной посадкой самолета и задержанием белорусского оппозиционера раздельно, не увязывая их в одну операцию. — Я предпочитаю считать это стечением обстоятельств. Спецслужбы на то и спецслужбы, что они действуют везде, всегда — но тихо! Кроме того, у них в арсенале — особые формы воздействия. Полагаю, что были менее заметные и менее затратные средства, чтобы конкретного персонажа в Беларусь доставить. Если в результате операции спецслужб стране наносится экономический, политический ущерб, то овчинка явно не стоит выделки. Это — провал.
«СП»: — Давайте рассматривать ситуации по порядку. Начнем с посадки самолета. Как принимается такое решение в случае ЧП?
— Существует регламент. Диспетчер с земли сообщает о происшествии, если командир корабля принимает решение о посадке, то экипаж начинает выводить самолет на посадочную полосу.
«СП»: — Принять решение о посадке должен командир, но в данном случае прошла информация, что его принудили к посадке.
— Давайте исходить из того, то командир прежде всего должен руководствоваться безопасностью пассажиров. Судя по переговорам, командир самостоятельно, без внешнего давления принял решение садиться. Его предупредили о ЧП, спросили, намерен ли он совершить экстренную посадку в Минске, и он ответил, что будет садится.
Я ведь с другой стороны пытаюсь на эту тему смотреть. Я полюбопытствовал, какое количество белорусских самолетов или самолетов других стран совершали экстренные посадки по анонимным звонкам в Беларуси. И я таких примеров не нашел, значит, мы имеем дело с какой-то экстраординарной ситуацией.
С точки зрения регламента по посадке самолета в связи с угрозой взрыва — тут замечаний нет, хотя действия командира экипажа можно, наверное, оспаривать, но этим должны разбираться специалисты в области авиации.
Я должен заметить, что если мы рассматриваем два события — посадку самолета в связи с ЧП и задержание пассажира, находящегося на территории Беларуси в розыске, — по отдельности, то вопросов по ним нет. Но если их сплести в один клубок — вот тут возникают вопросы, и для правильного понимания ситуации важно выяснить, кто именно сделал сообщение о бомбе на борту и в какие сроки. Сейчас уже американцы раскопали, что информация поступила через 24 минуты после того, как самолету предложили совершить посадку. Это явная несостыковка с официальной версией.
«СП»: — Теперь давайте поговорим о задержании пассажиров.
— Если речь о Романе Протасевиче — тут не может быть двух мнений: человек этот находился в розыске на территории Беларуси, поэтому по нему было принято соответствующее решение. Белорусская сторона имела на это полное право. Что до его спутницы — это отдельная история.
Меня, например, не удивляет, что в КГБ Беларуси знали о том, что Протасевич садится в самолет, летит — это особого секрета не составляет. Если по человеку серьезно работают — каждый его шаг, каждый чих контролируется.
«СП»: — Чтоб контролировать каждый шаг и каждый чих, нужны люди и материальные затраты на этих людей. Не слишком ли дорого обходится тотальный контроль?
— Были времена, когда на это действительно требовались огромные затраты. Но мы живем в век цифровых технологий, это все настолько элементарно и просто, что ни больших денег, ни людей со спецподготовкой для слежки не нужно. Человек все время находится в каких-то соцсетях, у него есть аккаунты, он ведет переписку с соратниками и даже со случайными сетевыми знакомыми, постит свои фото… отследить его действия и перемещения очень просто, этим могут заниматься даже бытовые хакеры с тремя классами образования.
На фото: журналисты, родственники и белорусские активисты встречают пассажиров самолета Boeing 737–800 авиакомпании Ryanair в аэропорту. Самолет, следовавший из Афин в столицу Литвы со 171 пассажиром, совершил экстренную посадку в аэропорту Минска в сопровождении МиГ-29 белорусских ВВС из-за сообщения о наличии на борту взрывного устройства. В самолете находился разыскиваемый белорусскими властями один из основателей признанного в республике экстремистским Telegram-канала Nexta Роман Протасевич, который был задержан сотрудниками правоохранительных органов. Информация о минировании не подтвердилась. (Фото: Rokas Lukosevicius/ imago images/Scanpix/ТАСС)
«СП»: — То есть мы все под колпаком?
— Колпаки, конечно, есть, но не для всех. Мы с вами никому не нужны, пока не переступили черту закона. А вот если эту черту переступить, то включится весь арсенал, предусмотренный соответствующими нормами права.
«СП»: — Если все-таки задержание Протасевича — спланированная операция, войдет ли она в анналы спецслужб?
— Войдет! Как самая тупая из всех тупых. Потому что работа спецслужб, во-первых, должна быть абсолютно незаметна, во-вторых, не должна вызывать общественного резонанса, и в-третьих, не должна иметь дипломатических, экономических и прочих последствий. В условиях холодной войны ведь тоже проводились операции против наших противников, но они не предавались огласке по соглашению сторон.
«СП»: — Например?
— (смеется) Не буду я примеры приводить. Раз было принято решение не разглашать, то информация не будет опубликована никогда! Да и смысла особого в этом нет, потому что ситуации исчерпали себя, ведь сверхдержавы конфиденциально договаривались друг с другом.
И еще раз повторю: экстренная посадка самолета в Минске и задержание пассажиров получили широкий общественный резонанс во всем мире, негативная в целом реакция мирового сообщества может иметь для Беларуси крайне тяжелые последствия. Поэтому я и не хочу это рассматривать как операцию спецслужб. За честь мундира обидно, — сокрушается Александр Михайлов.
К сожалению, репутационные риски при принятии важных решений не всегда учитываются не только в Беларуси, но и в России. Из свеженького: Москва отказалась согласовать полет Austrian Airlines в обход воздушного пространства Белоруссии. Эта авиакомпания приостановила полеты над воздушным пространством Белоруссии до дальнейшего уведомления на основании рекомендации Агентства авиационной безопасности ЕС (EASA). В итоге рейс из Вены в Москву был отменен. МИД Австрии потребовал разъяснений. Чем обернется для России этот демарш — пока неясно.
А следом по той же причине отменили рейс из Парижа, который должна была совершить компания Аir France. Последствия множатся и нарастают…