34 года назад над Балтикой произошел инцидент, который мог обернуться катастрофой для ВВС США. Из-за отказа двигателя самолет-разведчик SR-71 Blackbird начал аварийное снижение у государственной границы Советского Союза. Если бы не оперативное вмешательство шведских истребителей, сверхсекретный самолет-шпион мог оказаться добычей СССР. Эту историю вспомнил The National Interest.
В конце 80-х годов американские воздушные разведчики, несмотря на перестройку в Советском Союзе и потепление в его отношениях с США (а может, и благодаря им) стали часто появляться у советских границ. Одним из их излюбленных маршрутов был «Балтийский экспресс», позволявший фотографировать ключевые военные базы — в первую очередь, Северного флота под Мурманском. Самолеты-шпионы SR-71 Blackbird вели съемку с большой высоты из международного воздушного пространства, так что законных оснований мешать им у советских истребителей не было. До и помешать «Черному дрозду» было затруднительно чисто физически — характеристики у этой легендарной машины под стать ее футуристическому облику: потолок 25 км, максимальная скорость 3500 км/ч.
Однако 29 июня 1987 года у СССР появился шанс расквитаться за беспардонную съемку своих секретов. Экипаж летевшего «Балтийским экспрессом» SR-71 доложил об отказе двигателя и снизился до высоты 8 километров, где его нашли истребители ВВС Швеции и проводили к датской границе — месту встречи со срочно поднятыми в воздух из ФРГ американскими самолетами.
Роль шведов в инциденте очень важна, отмечает издание. Балтийское море маленькое и поделено между прибрежными государствами. Польша и Восточная Германия на тот момент были союзниками СССР, заход в их воздушное пространство — не говоря уже о пересечении советской границы, — был равнозначен потере самолета.
Эту историю рассекретили лишь в 2018 году, когда четверым пилотам шведских Saab 37 Viggen вручили медали ВВС США и картину, где был изображен инцидент над Балтикой. На церемонию в Стокгольм приехал один из пилотов SR-71 Том Вельтри. Второй, Дуэйн Нолл, выразил благодарность шведским пилотам по видеосвязи.
— Мы испытали огромное облегчение, увидев рядов шведские истребители, а не перехватчики МиГ-31, — признался Вельтри.