Тут товарищ humus выложил фотки каталога Opel от 1911 года. Причем это «склад автомобилей и гараж в Москве» — ну в смысле официальное представительство Опеля в России.
Как там написано — Москва, Цветной бульвар, напротив цирка. Да уж. Интересно, что Опель понтуется перед русскими своими достижениями — и да, они реально впечатляют:
Флагман — 65-сильный. Кстати, у Опеля тогда все моторы были рядная четверка.
Аппарат довольно дорогой, но, конечно, впечатляет по тогдашним меркам. Пафосными кузовами тогда считались закрытые лимузины и ландолэ:
Интересно, что «большое шасси» от представительского класса тогда использовалось и для такси:
Закрытое Ландолэ по типу берлинских извозчиков с самым простым 24-сильным мотором обходилось в 6950 рублей.
Кому надо было дешевле — для тех у Опеля имелось второе шасси, для компактных автомобилей:
Ну а самым дешевым аппаратом был вот такой:
Это двухместные модели с самыми маленькими 12-сильными моторами — но всё равно мотор на 4 цилиндра, хотя в принципе такую мощность можно было снять и с 2 цилиндров и даже с одного. Однако Опель тогда не экономил на спичках.
В то же время на маленькие машины Опель не ставился электрический генератор и электрические фары, как на большие машины. Фары на дешевой линейке были только ацетиленовые или даже керосиновые. Зато можно было заказать рулевое управление «какъ у гоночной машины» — понты превыше всего.
Разумеется, для больших машин опций гораздо больше, и опции богаче. Но электростартера нету даже там.