Президент России Владимир Путин поручил правительству и РЖД определить ответственность должностных лиц за задержку работ по расширению Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей (БАМ и Транссиб), пишет в среду газета «Коммерсант». Издание ссылается на источники, знакомые с закрытой частью перечня поручений президента от 5 июня по вопросам развития этой железнодорожной инфраструктуры.
Согласно перечню поручений, к 1 июля правительство и РЖД в лице премьер-министра РФ Михаила Мишустина и гендиректора компании Олега Белозерова должны рассмотреть вопрос «об ответственности должностных лиц, допустивших срыв сроков реализации планов-графиков мероприятий» по модернизации БАМа и Транссиба. О каком срыве сроков идет речь, не уточняется. Формально показатели провозной способности, соответствующей первому этапу развития Восточного полигона (144 миллиона тонн), были достигнуты в 2020 году вместо 2021 года.
Однако задержки с вводом конкретных объектов не редкость.
Кроме того, по данным издания, до 15 января 2022 года Счетная палата должна проверить эффективность и результативность использования средств, привлеченных на расширение Восточного полигона за счет инвестиционной надбавки к тарифу на грузоперевозки, в том числе надбавки на капремонт. В Счетной палате газете подтвердили, что такое поручение есть, сейчас прорабатывается его включение в план работы.
Также, согласно поручению президента, до 15 апреля 2022 года Генпрокуратура, Следственный комитет, ФСБ, МВД, Федеральное казначейство, ФНС и ФАС должны проверить соблюдение законодательства при использовании государственных ресурсов, выделенных на развитие полигона. Первая очередь этого проекта оценивалась в 520,5 миллиарда рублей, вторая — в 719,8 миллиарда рублей (может подорожать до 759,1 миллиарда рублей), обсуждается третья очередь. Финансируется проект из инвестпрограммы РЖД и бюджета.
В РЖД, Казначействе и ФАС от комментариев отказались, в правительстве и других перечисленных ведомствах не ответили на запрос. При этом источники издания в ряде адресатов подтвердили получение поручений.
Собеседник газеты в отрасли считает, что в задержках в первую очередь следует винить ответственных за затягивание проектирования и неправильную организацию работ. Также источник отметил вину генподрядчиков, и прежде всего — ответственных за механизм их выбора. При этом субподрядчики, по его мнению, ни в чем не виноваты, как и строительный блок РЖД. «Если говорить в целом о позднем начале работы над расширением Восточного полигона, а не только с момента утверждения проекта, то на задержку косвенно повлияли сами чиновники, которые в начале десятилетия активно подвергали сомнению востребованность БАМа и Транссиба», — отмечается в статье.
«Поскольку одним из исполнителей поручения по определению виновных в срыве сроков строительства выступает глава РЖД Олег Белозеров, фокус ответственности будет скорее не на текущем менеджменте монополии, а на лицах, которые уже далеки от проекта… Если бы проверка была для РЖД внешней, то риски для руководства компании были бы выше», — считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
«Проблема с реализацией проекта, в частности, связана с установленными KPI для РЖД, когда вместо ввода объектов инфраструктуры целевым показателем установлен тоннаж провозимых грузов. В результате номинально цели достигнуты, но за счет технологических решений (например, обезличивания парка), в то время как ряд объектов не были построены и введены в срок», — добавил он.