Джон Фарли — заслуженный американский ветеран и пилот ВВС США с огромным стажем. И тем не менее даже спустя много лет он с широко раскрытыми от восхищения глазами вспоминал тот яркий момент, когда Виктор Пугачев на международном салоне во французском городе Ле-Бурже, на его глазах совершил головокружительный по сложности и совершенно новый маневр. Фигуру высшего пилотажа позже названную в его честь.
— «Это был 1989 год, и мы тогда уже заканчивали свое выступление», — начал рассказ Джон Фарли. «Наш F-16 отработал стандартные воздушные фигуры и мы уже расслабились, даже стали говорили о чем-то с командой на земле, как вдруг в разговор ворвался бешеный рев реактивных двигателей!».
Перевод ключевых тезисов в пересказе:
— «Поначалу, увидев Сухого застывшим в невероятной, с точки зрения аэродинамики позе, мы все подумали что он потерял управление, но внезапно, он черт побери — сделал удивительное!
Скажу честно — мы тогда просто не могли в это поверить… Но Су-27 завис в воздухе, задрал кабину, и опираясь на сопла будто на ноги застыл в небе как на земле.
— «Помню, я тогда сказал во все еще открытом эфире: «ребта вы этого уже никогда не забудете». Так и вышло. Тогда подобного повторить никто не мог…
Скажу честно — многие люди наблюдая за маневром — «Кобра» поражаются совершенно ни тем чем нужно… Они просто не понимают всей сложности этого процесса! Мы же, как профессиональные пилоты находились в полном шоке от увиденного и задавались только одним вопросом — как он вообще это смог!? Для простых людей все выглядит так – ты летишь по прямой, потом тянешь рычаг на себя и все, маневр сделан. Но в действительности все совершенно иначе. Весь маневр, полностью основан на стабильности и профессионализме летчика, поэтому только внешне выглядит так, будто для пилотов это рутина. Более того, для Кобры нужны не только годы опыта, но и железные нервы. Ведь, когда вы тяните ручку на себя, зрителям внизу лишь кажется, что нос самолета уходит назад и вверх, на самом же деле, это задняя часть с основным оперением уходит вперед, оставляя кабину практически на месте».
— «Из-за этого, на задней части истребителя генерируется огромная прижимная сила, и у этой силы есть законы которые нельзя нарушать! Иными словами, русскому пилоту нужно было вести кропотливые расчеты и не позволять носу своей машины уйти от вертикали более чем на 30 градусов. В этом случае, точка в которой крыло выполняет свои функции – то есть опирается на ровные воздушные потоки, была бы пройдена и привела к катастрофе».
— «Ошибка такого рода ведет к тому, что цельный воздушный поток удерживающий машину по всей плоскости ее нагрузки, мгновенно рассыпается на вихри, а это кончается печально и для техники, и для пилота. И вот теперь представьте себя на месте русского летчика, который оказался в высшей точке этого маневра, буквально лежит на своем кресле, склонен вниз головой, и при этом солнце, куски обшивки салона, да что угодно мешают ему удержать нужную позицию. Настолько этот маневр был сложен, и потому мы были им так восхищены.
Одно дело упорствовать с рычагом управления оттягивая его на себя на «Торнадо», на «Харриере», на «А-15», на других натовских самолетах, они просто будут плавно уходить вверх до определенного момента и все, но здесь, если вы упорствуете, случается страшное. Фактически, если во время Кобры пилот перестарается с углом наклона, воздушный поток перестанет поддерживать самолет равномерно, распадется на вихри и планер провалится прямо в них. Управление дезорганизовано, машина перестает реагировать симметрично, ее начинает неминуемо заваливать либо в один, либо в другой бок и все — это на околонулевой горизонтальной скорости фатально…
Весь трюк Кобры, при всей своей внешней простоте, на самом деле состоял в том, как сделать его настолько точно и выверено, чтобы даже при запредельном угле атаки, вы не пересекли ту черту, при которой симметрия воздушного потока будет нарушена. А для этого вы должны учесть все – скорость, угол, положение в пространстве, усилие, и многое другое. И поэтому же, русские тогда поразили буквально всех…»