Гидравлофон — удивительный музыкальный инструмент, использующий жидкость для звукоизвлечения. Он отличается от всех известных «водяных» инструментов, потому что в них звучание создает все же воздух, а жидкость не более чем рабочее тело гидравлического механизма, нагнетающего воздух в трубки. В гидравлофоне же именно колебания жидкости — чаще всего воды — создают звучание.
Вот как это происходит…
Музыканту, играющему на этом инструменте, приходится напрямую иметь дело с жидкостью: для получения нот на гидравлофоне нужно прикрывать пальцами дырочки, как в блокфлейте или вистле, но из дырочек бьют струйки воды. Водный инструмент удобнее своих воздушных сородичей: в нем каждое отверстие соответствует одной ноте, что позволяет брать целые аккорды. Для большего удобства ноты расположены по порядку, как на фортепиано, а струйки воды, истекающей через отверстия, создают даже подобие клавиатуры — мокрой и постоянно движущейся.
Нота за нотой
Создатель гидравлофона Стив Мэнн — канадский изобретатель, известный своими носимыми компьютерами, — занимается необычными музыкальными инструментами более 20 лет. «Забавно звучат сантехнические приборы, — говорит он. — Мне всегда хотелось научиться использовать эти звуки для извлечения музыки». Начав с воды из садового шланга (прототип гидравлофона назывался «водный рожок» и имел всего одну струйку для управления звуком), Мэнн прошел долгий путь исследований и создал множество моделей с похожим принципом действия.
Пользуясь внешним сходством, гидравлофон часто называют водной флейтой, но их подобие лежит гораздо глубже — в принципе звукоизвлечения. Когда исполнитель пальцем отклоняет струйку воды, давление в ней повышается, и часть воды из нее отправляется в отводную трубку, ведущую на звукоизвлекатель внутри инструмента, так же, как воздух вдувается внутрь флейты. В разных моделях гидравлофона для получения звука используются лабиальные трубки, то есть маленькие флейты, металлические язычки, как в саксофоне, вращающиеся перфорированные диски, как в пневматической сирене, и другие механизмы, заставляющие жидкость вибрировать на определенной частоте.
Гидравлофон — очень чувствительный музыкальный инструмент. Звучание ноты зависит от того, как мы взаимодействуем со струйкой воды на клавиатуре: закрыли мы ее, прикрыли или отклонили в сторону (при полном закрытии громкость звука максимальна, поскольку весь поток перенаправляется на звукосниматель). В электрическом варианте инструмента музыкант управляет высотой, громкостью и тембром звука во время исполнения, причем он может отдельно варьировать каждую ноту взятого аккорда (редчайшее для музыкальных инструментов свойство). Таким образом, можно играть и аккомпанировать себе одновременно, прихотливо разделяя и переплетая основную и второстепенную мелодии.
Таким образом, гидравлофон представляет собой набор из множества монофонических «водных флейт», каждой из которых музыкант может управлять одним пальцем, регулируя громкость звука.
Исследователи пошли дальше и сделали электрический гидравлофон, чтобы заставить звучать малейшие завихрения потока. К звуковым механизмам каждой струйки подключили простейшие гидрофоны, с помощью электронной фильтрации избавились от побочных эффектов, и водная клавиатура стала еще более чувствительной к движениям музыканта.
Мэнн проектировал свой инструмент не только для музыкальной деятельности, но и для развлечения — как музыкальную скульптуру-фонтан для установки в общественном парке. Штука очень занятная: в отличие от духовых инструментов, в нем мы видим струйки, которые создают звук, и можем их пощупать. В самом простом инструменте всего 12 нот, научиться играть на нем легко, и даже гаммы доставляют исполнителю огромное удовольствие. Сегодня гидравлофоны устанавливают в научных музеях и общественных местах в качестве фонтанов, и рядом с ними постоянно толпятся стайки детей, желающих поиграть на занятном музыкальном аттракционе.
Но серьезные концертные экземпляры занимают место в оркестровой яме. Итак, оркестр уже готов, Райан Джензен опускает руки на тугие струйки водной клавиатуры, и они щекочут подушечки пальцев. Раздаются первые аккорды.
Статья «На флейте водосточных труб» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2013).