Иногда у человека растут антитела, обеспечивающие краткосрочную защиту от присутствующего вируса, но не увеличивается титр «долгосрочных» антител, показывающих иммунитет. В этом случае необходима помощь врача, указали в Сколтехе.
«Длинный COVID-19», когда у человека растет уровень антител IgM (кратковременная защита), но не увеличивается показатель IgG (показатель долгосрочной защиты организма, иммунитета), — эта «страшная ситуация», при которой человеку стоит обратиться к врачу. Об этом в эфире «Радио России» заявил профессор-биотехнолог из Сколковского института науки и технологий, специалист в области разработки вакцин Дмитрий Кулиш.
Различают два типа антител, которые вырабатываются в организме, — IgG и IgM. Уровень антител IgM повышается вскоре после заболевания и падает до незначительных уровней после выздоровления — это инструмент борьбы с инфекцией в острой фазе. А антитела IgG — это длительная защита организма. Они вырабатываются медленнее, сохраняются дольше и определяют устойчивый иммунитет к инфекции. По ним можно определить, что человек перенес заболевание или сделал прививку.
Ведущая сообщила, что некоторые слушатели жалуются на рост защитных антител спустя почти 8–9 месяцев после болезни. Кулиш подтвердил, что также сталкивался с такими случаями.
«Это очень страшная болезненная тема, мне страшно о ней говорить. Но да, этот тот самый длинный ковид. Это значит, что где-то в вас завис этот страшный вирус, он распространяется. И на этом месте я лучше бы ничего не говорил, потому что вам надо бежать к своему лечащему врачу и выяснять, что делать», — сказал биотехнолог.
Он предупредил, что нужно принимать меры, даже если человек, у которого растет IgM, «сегодня в прекрасном здравии, подтягивается на турнике 16 раз и пробегает марафон».
С тем, что в вирус может «зависнуть» в организме, согласен врач-иммунолог, специалист по особо опасным инфекциям, доктор медицинских наук Владислав Жемчугов.
«При обычном течении любое заболевание заканчивается либо гибелью человека, либо гибелью вируса. Но бывает, что наступает консенсус: вирус не убивает человека, а иммунная система человека не убивает вирус, — пояснил он в разговоре с РБК. — Нуклеиновая кислота вируса встраивается в человеческую или какого-то животного и продолжает там существовать какое-то время. Это называется латентной вирусной инфекцией. Через какое-то время вирус активируется, начинает размножаться и может погубить хозяина».
Инфекционист, профессор кафедры педиатрии Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского Елена Мескина в свою очередь указала на то, что сохранение симптомов после заболевания, например слабости, головных болей, затрудненного дыхания, может быть признаком «постковидного синдрома».
«Скорее, это последствия инфекции, чем ее течение. Коагулопатия — нарушение свертываемости крови, поражение сосудов может привести к появлению многих неприятных симптомов, в том числе и депрессивному состоянию. Они могут сохраняться довольно долго. После перенесенного ковида люди восстанавливаются до двух месяцев», — отметила она.
Что касается антител, то они могут довольно долго повышаться после выздоровления, даже если в организме уже нет инфекции, пояснила Мескина. «Абсолютно нормальная ситуация, когда заболевание закончилось, а антитела — и М, и G — продолжают повышаться. Другой вопрос, что есть индивиды, которые дают очень активный иммунный ответ на инфекцию. Это особенность иммунной системы. Например, считается, что очень высокие титры антител обнаруживаются у детей с мультисистемным воспалительным синдромом. У них могут повыситься и М, и G, и оба вида сразу», — считает эксперт.