Рынок

Россиян оставят без дешевого хлеба

Цены на хлебобулочные изделия могут подскочить на 12% уже в ближайшие месяцы.

Хлебзаводы предупредили ритейлеров и возможном подорожании продукции на 7−12% уже с августа. Как сообщают СМИ, производители объясняют увеличение цен ростом стоимости сырья, упаковочного материала и транспортировки. Они указывают, что маргарин подорожал на 38%, упаковочный материал — на 26−40%, сахар — на 9%.

При этом в Минсельхозе оснований для резкого повышения цен на хлебобулочные изделия не видят. В ведомстве отметили, что цены находятся «на стабильном уровне». За последний год отпускные цены на хлеб из пшеничной муки выросли на 4,6%, на хлеб из ржано-пшеничной муки — на 5,9%, то есть в пределах инфляции или немного выше.

Более того, в пресс-службе Минсельхозе отметили, что стоимость сырья не растет, но даже снижается, а действие мер господдержки производителей хлебобулочных изделий и муки является эффективным.

Сейчас пшеничная мука стоит на 4,6% дешевле, чем в начале года, а субсидии на возмещение части затрат «высоко востребованы производителями хлебобулочных изделий и муки». С начала года благодаря механизмам таможенно-тарифного регулирования стоимость пшеницы третьего класса снизилась на 7,2%, четвертого класса — на 5,9%, заявили в министерстве. Цена производителей на рожь также уменьшилась на 9,6%, а по сравнению с аналогичным периодом 2020 года — на 20,8%. Поэтому «существенного повышения цен на хлеб в дальнейшем» в ведомстве не ждут.

В Российской гильдии пекарей и кондитеров оперативно прокомментировали новость о росте цен в августе. Как сообщается в пресс-релизе, поквартальный рост цен, по данным Росстата, действительно не превышает инфляцию, но если смотреть на ситуацию от года к году, цифры более значительны.

«В целом за год (с июня 2020 г. по июнь 2021 г.) цены на полках магазинов выросли: на хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов на 8,4%, на хлеб и булочные изделия из ржаной муки и смеси муки ржаной и пшеничной на 8,5%, на хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта на 8,7%», — отмечают в Гильдии.

По данным Росстата рост потребительских цен за год в России достиг 6,5% (июнь 2021 года к июню 2020 года). Тогда как за первое полугодие этот показатель составил 5,8%, в том числе на продовольственные товары 7,36%.

По мнению пекарей, стабилизировать цены на хлеб и хлебобулочные изделия возможно через развитие конкуренции.

«Уровень конкуренции на региональных рынках характеризуется показателем количества субъектов хлебопечения из расчета на 10 тыс. населения. В РФ он находится на уровне 1,2, тогда как за рубежом составляет 3−4. Низкий уровень конкуренции ведет к недостаточной доступности хлеба для населения, к завышению цен, а также ненадлежащему качеству хлеба, что в конечном итоге отражается на его территориально-экономической доступности для населения», — говорится в заявлении.

Еще в апреле на заседании комитетов Торгово-промышленной палаты по развитию агропромышленного комплекса и малого и среднего предпринимательства на тему госрегулирования цен, президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон заявил, что необходимо идти не путем госрегулирования цен, которое лишит рыночную экономику механизма саморегулирования спроса и предложения, а разрабатывать и внедрять единую государственную политику ценообразования, которая будет учитывать и создавать правила игры по формированию цен для всех субъектов рынка.

В комментарии «СП» г-н Кацнельсон пояснил, что под этим подразумевается реализация уже разработанных предложений Минпромторга, в том числе по внедрению продовольственных сертификатов для малообеспеченных слоев населения. Проще говоря, вместо того, чтобы сдерживать цены, нужно сделать так, чтобы у людей стало больше денег для покупки продовольствия, в том числе хлеба.

— Концепция уже разработана, там есть и раздел о продовольственных сертификатах, только дальше концепции дело не пошло. Она не была принята правительством. Поэтому ничего нового придумывать не нужно. Просто необходимо, чтобы то, что разработал Минпромторг, было принято правительством. Людям нужно дать денег на хлеб, и не только на хлеб, а на необходимые продукты питания. У нас около 20 миллионов человек живет ниже прожиточного минимума. Те, кто принимают решения, должны понять, что без этого не обойтись.

«СП»: — То есть вместо того, чтобы пытаться сдержать цены, нужно повышать платежеспособный спрос?

— Не нужно сдерживать цены госрегулированием. Если я поставлю булочки по тысяче рублей, это не значит, что я их продам. Производители должны понимать размеры кошелька клиента. Продукт должен быть доступен экономически. А если есть цивилизованной конкуренция, тема цен на хлеб становится не актуальной.

Пекарь не может не продать свою продукцию, иначе он разорится. Значит, он должен продать продукцию, которая нравится покупателям и которая экономически доступна, то есть по цене, по которой клиенты могут ее купить.

Люди не должны, как говорила героиня советского фильма, ездить в булочную на такси. Точки продаж свежего качественного хлеба должны быть на каждом углу, как в Европе. И тогда цены будут регулироваться естественным образом.

Председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов считает, что в зависимости от уровня конкуренции в регионах, цены на хлеб в скором времени действительно вырастут на 2−12%.

— Минсельхоз дезавуировал свое же высказывание. С одной стороны, вроде как у нас нет оснований для роста цен, но в то же время, на уровень инфляции или выше рост есть. Это уже говорит о том, что стоимость хлебобулочной продукции будет расти.

«СП»: — Но как сильно?

— С учетом того, что у нас очень много производителей хлебобулочных изделий, изменение цен будет зависеть от конкуренции в том или ином регионе. Там, где конкуренция выше, стоимость товаров изменится меньше, где ниже — будет более значительный рост. Поэтому разброс будет от 2−3% до 12% в зависимости от региона.

«СП»: — То есть мер поддержки, о которых сказали в Минсельхозе, недостаточно?

— У нас нет непосредственно мер поддержки производителей хлебобулочных изделий. Есть меры поддержки производителей зерна с тем, чтобы пытаться каким-то образом регулировать рост цен на сырье. Но есть целый ряд других факторов, влияющих на стоимость хлебобулочных изделий, и зерно — это не основная часть, из которой складывается стоимость продукта. Там есть другие ингредиенты, а также упаковка, оплата коммунальных услуг, горюче-смазочные материалы и другие компоненты.

Растут затраты на логистику, кроме того, у некоторых производителей возникают проблемы с персоналом. Это характерно не только для хлебзаводов, мы не случайно слышим предложения пустить чартерные поезда, которые будут доставлять работников из стран ближнего зарубежья в Россию. С начала 2020 года большое количество персонала из Узбекистана, Таджикистана вернулись на родину, и сейчас им достаточно дорого приехать обратно. А в итоге нехватка сотрудников тоже может вести к росту издержек.

«СП»: — Будут ли власти регулировать цены на хлеб, например, устанавливать максимальную стоимость?

— Власти у нас устанавливают не минимальные цены на хлеб, а предельную наценку. У нас есть минимальные и максимальные цены на водку, табак, на акцизные товары, но на социальную продукцию таких планок нет, регулируется только наценка.

Что касается хлебобулочных изделий, регулируется наценка только на определенные виды продукции. Например, устанавливается товар «булка белая», и на нее цена контролируется, а на остальную продукцию — нет. Поэтому, если вы заметили, диапазон по стоимости хлебобулочных изделий в магазинах достаточно серьезный. В большинстве торговых точек абсолютно спокойно можно найти хлеб от 20 до 100 рублей, а в более дорогих бывает и продукция по тысяче рублей.

Скорее всего, это решение о регулировании будет оставлено на усмотрение региональных властей, потому что ситуация будет сильно отличаться от региона к региону. Каких-то решений на федеральном уровне, как было в отношении растительного масла или сахара, скорее всего, не будет.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.