55 лет назад на экраны Советского Союза вышел фильм «Берегись автомобиля» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Лирическая трагикомедия имела невероятный успех благодаря своей положительной энергетике. Образ же главного героя, серийного угонщика машин, неразлучного с томиком Шекспира, полюбился зрителям.
Кто же стал прообразом Юрия Деточкина, советского Робин Гуда XX века?
Сюжет фильма родился у Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского благодаря одной из легенд. В начале 1960-х многие слышали о своеобразном Робин Гуде, который угонял личные автомобили у граждан, живущих на нетрудовые доходы. Правда, тратил вырученные от продажи автомобилей деньги народный герой не на собственные радости, а на помощь детским домам.
По воспоминаниям Эдуарда Рязанова, эту легенду и он, и кинодраматург Эмиль Брагинский слышали в разных городах Советского Союза: в Москве, Ленинграде, Одессе. Именно об этом народном герое и решили снять картину. Желая получить фактический материал для работы над сценарием к своему новому фильму, Рязанов и Брагинский стали обращаться в правоохранительные органы тех городов, где слышали легенду.
Позже они расширяли круг своих поисков до тех пор, пока не удостоверились: такого персонажа не существует, он – плод народной фантазии. Люди просто придумали себе героя и на самом деле в него поверили. Впрочем, отсутствие реального Робин Гуда ХХ века не остановило создателей фильма. Они решили не отказываться от идеи и почерпнули своё вдохновение в мировой культуре и кинематографе.
Режиссёр позже рассказывал о том, что им помогали в придумывании образа главного героя Дон Кихот Сервантеса, князь Лев Николаевич Мышкин Достоевского и легендарный Бродяга Чарли Чаплина. В результате появился Юрий Деточкин – большой искренний ребёнок.
Альтернативная версия
Несмотря на то, что режиссёр и автор сценария уверяли, будто настоящего прототипа народного мстителя не существует, некоторые утверждали, что в основу образа Юрия Деточкина была положена реальная история Бориса Венгровера.
Сотрудники милиции знали его под разными фамилиями, он был судим девять раз и отсидел в местах лишения свободы в общей сложности 36 из своих пятидесяти лет. При этом он с завидной регулярностью совершал побеги и считался негласным королём домушников.
Его отличало особое благородство. Он мог войти в любой дом, для него не существовало сложных замков. Но если Борис Венгровер оказывался в доме человека небогатого, то он тут же уходил, не взяв ни копейки, да ещё и тщательно заперев за собой дверь.
Кроме того, Борис Венгровер обладал определённым актёрским даром. Однажды он проник в квартиру бывшего директора крупного завода, а на тот момент пенсионера республиканского значения Владимира Лосева, отлучившегося в соседний магазин за продуктами. Отсутствовал хозяин квартиры всего час.
Возвращаясь домой, он столкнулся на лестнице с весьма приличным мужчиной в дорогом плаще явно зарубежного производства. Незнакомец даже приподнял шляпу, приветствуя Лосева. Последний же, только вернувшись домой и обнаружив полный разгром, вдруг осознал, что незнакомец был одет в его собственные плащ и шляпу.
Если же Борис Венгровер сталкивался с хозяевами квартир, в которые он проникал, то представлялся сотрудником правоохранительных органов и даже заставлял жертву писать объяснение о происхождении своих богатств. При этом большую часть денег, добытых нечестным путём, он тратил на детей.
Эрик Соломонович Котляр, автор цикла произведений о Московском уголовном розыске, в своей книге «Звезды МУРа. Золотой век московского сыска» писал о том, что Борис Венгровер очень много средств вкладывал в Саженевскую школу-интернат в Рязанской области, дарил детям-сиротам подарки и сам нелегально тренировал детские футбольные команды.
Как бы там ни было, но образ Юрия Деточкина, скромного служащего страховой конторы, стал в Советском Союзе символом благородства и чистоты помыслов, хоть и борющийся с несправедливостью незаконными методами. А на одной из площадей Самары, родного города Эльдара Рязанова, 8 лет назад даже установили памятник этому персонажу.
Роль Юрия Деточкина стала одной из самых ярких в творчестве Иннокентия Смоктуновского, хотя изначально она предназначалась другому актеру, сценарий фильма не раз отправляли на полку, а режиссера обвиняли в пропаганде аморального образа жизни.