едущие армии мира постепенно переходят на пятое поколение истребителей. А производители самолетов уже задумываются, как развивать их дальше. О перспективах в авиации рассказали специалисты американской компании Raytheon Intelligence & Space.
Перспективный истребитель в США разрабатывают уже давно. Образец прошел несколько испытаний для демонстрации технологий и даже его итоговый облик не определен, не говоря о начинке, пишет TopWar.
В шестом поколении заинтересованы, прежде всего, коммерческие организации, которые хотят получить выгодные госконтракты на проведение новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Одной из таких компаний является Raytheon, которая входит в американский оборонный и аэрокосмический конгломерат Raytheon Technologies. Вместо создания полноценной авиационной платформы компания помогает в разработке отдельных модулей и элементов будущего истребителя шестого поколения.
В Raytheon считают, что передовая бортовая электроника, ставшая визитной карточкой 5-го поколения, будет только совершенствоваться. В компании есть шесть прогнозов по поводу появления новых систем в самолетах будущего.
В первую очередь, по мнению специалистов Raytheon, для них будет разрабатываться бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) с адаптируемым программным обеспечением. В теории такая система будет совмещать функции радиолокатора, средств РЭБ и связи. Это избавит от необходимости устанавливать в самолет несколько отдельных устройств.
Еще одно потенциальное нововведение — обработка данных прямо на борту истребителя. Для этого его оснастят необходимыми вычислительными мощностями и, вероятно, искусственным интеллектом. Это значительно ускорит процесс принятия решений. Будет выделяться 6-е поколение и тем, что с помощью искусственного интеллекта один пилот сможет управлять целым звеном. Беспилотники будут выполнять команды ведущего, частично действуя самостоятельно за счет ИИ.
Четвертый прогноз заключается в том, что истребители смогут самостоятельно приземляться на авианосец. Для этого уже есть нужные технологии, но они требуют совершенствования и внедрения в авиацию.
Кроме того, в скором будущем изменится сам принцип проектирования самолетов за счет цифровой инженерии, считают в Raytheon. Эта технология позволит создавать боевые единицы и программное обеспечение, облегчая оценку стоимости проекта, что в итоге снизит риски воровства и растрат на предприятиях.
Шестое предсказание, как и первое, касается РБЭО. Принципы унификации интерфейсов, упрощающие ремонт и модернизацию, со временем разовьются в применение модулей, которые, в зависимости от задачи, можно будет заменять прямо на взлетной полосе.
В Raytheon считают, что постепенное развитие этих идей позволит создать самолет-платформу, который будет комплектоваться теми или иными приборами по желанию заказчика. Это сократит стоимость машины и сделает ее доступной для более широкого круга покупателей.
Разработки самолета шестого поколения в США идут с конца двухтысячных годов. Сейчас ведется несколько проектов — для ВМС и для ВВС. В 2020-м прошли первые испытания самолета-демонстратора, но никаких характеристик и даже изображений истребителя в открытом доступе нет. В ближайшие несколько лет должен появиться готовый прототип, а к концу 20-х обещают начать его серийное производство.