ТВС-2МС 48986 СибНИА им. Чаплыгина — экспериментальный кукурузник с 9-ю моторами, всех удивил на выставке МАКС-2021, осуществив взлет за 6 секунд почти без пробежки. Сами можете убедиться на видео.
Концепция машины очевидна — для взлета используется обдув нижнего крыла биплана восемью электромоторами со складными пропеллерами. После взлета электромоторы выключаются, лопасти винтов складываются, и самолет летит на основном турбовинтовом двигателе.
Идея, в принципе, небезинтересная — чаплыгинцы кроме резкого укорочения потребной длины ВПП достигают улучшения ЛТХ самолета при отказе основного мотора (что для оригинального Ан-2 создаёт большую проблему — слишком велико сопротивление бипланной коробки, соответственно скорость снижения получается небезопасной). А тут можно перед посадкой включить электромоторы — и ура, снижение резко замедлилась, можно сесть мягко да еще и на малой скорости.
«В техническом задании предусмотрено, что демонстратор самолета должен взлетать с площадки, которая штатно предназначена для вертолета Ми-8 — это 50 на 30 м с учетом ограничений на краях, то есть на границах может быть лес или другие препятствия», — рассказал ТАСС в среду руководитель проекта от ФПИ Ян Чибисов.
Он также уточнил, что самым сложным в этом проекте является посадка самолета на такой маленькой площадке. «Перед посадкой надо быстро погасить скорость. Это сложный маневр пока по расчетам и подтвержденным испытаниям получается. Мы создаем такой невозможный самолетик, который садится на вертолетной площадке», — отметил он.
Мне лично непонятно только одно — почему выбран обдув спереди, а не сдув назад. Ну то есть отчего винты с электромоторами не поставлены сверху крыла позади. Аэродинамически это выгоднее.
Схема эта достаточно известна, ее преимущества для винтовых самолетов были очевидны — широкому применению мешали только компоновочные соображения, крупные моторы проще было вписать в толстую переднюю часть крыла, чем в тонкую заднюю. Ну и основная механизация крыла расположена по его задней кромке — элероны, закрылки. Моторы на задней кромке вынуждают разбивать эти поверхности на секции.
Опять же, как я понимаю, чаплыги исходили из известной машины — электролета NASA X-57 Maxwell.
Машина необыкновенно остроумная — неспециалисты в аэродинамике вряд ли смогут понять, какой мощный пакет авангардных идей в ней использован. Аппарат впервые представлен 17 июня 2016 года на ежегодном форуме Американского института аэронавтики и астронавтики в Вашингтоне.
X-57 Maxwell создан, естественно, не с нуля, а на базе итальянского лёгкого двухмоторного самолёта Tecnam P2006T.
Конструкторы самолёта пытаются подтвердить идею, что распределение электроэнергии между встроенными в крылья летательного аппарата пропеллерными двигателями приведёт к пятикратному снижению энергии, необходимой для полёта частного самолёта на скорости 175 миль в час (около 280 км/ч).
X-57 Maxwell имеет 14 пропеллерных двигателей, которые встроены в уникальные по своей конструкции крылья. Из них 12 двигателей на передней кромке крыла включаются только при разгоне, отрыве и посадке, а два больших винта по краям крыльев предназначены для движения на крейсерской скорости.
Но пока что американцы буксуют — а вот чаплыгинский аппарат уже летает и показывает впечатляющие результаты.