Права на жизнь и здоровье относятся к фундаментальным правам человека, и потому государственные и общественные механизмы гарантий защиты этих прав ставятся сегодня в центр внимания мирового сообщества.
Право на жизнь и право на здоровье относятся к категории естественных и неотчуждаемых прав человека. На международном уровне чаще всего используется термин «право на здоровье». В международном масштабе право человека на здоровье впервые было признано в 1948 г. Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25): «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая питание, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи».
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (1948 г.) были записаны важнейшие постулаты: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов»; «Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения»; «Правительства несут ответственность за здоровье своих народов и эта ответственность требует принятия соответствующих социальных и медико-санитарных мероприятий».
Конституция Российской Федерации оперирует термином «права на охрану здоровья». В структуре права на здоровье можно выделить следующие элементы, которые входят одновременно в сферу действия других прав человека: медицинская помощь и основополагающие предпосылки здоровья.
Медицинская помощь это: совокупность медицинских услуг, направленных на улучшение состояния пациента; последовательность взаимосвязанных медицинских услуг (профилактика — диагностика — лечение — реабилитация).
Медицинская услуга представляет собой совокупность необходимых, достаточных профессиональных действий медицинского работника (производителя услуги), направленных на улучшение состояния пациента.
Медицинская помощь предполагает следующее:
- меры по снижению уровня младенческой смертности и увеличению средней продолжительности жизни;
- доступ к медицинскому лечению в тюрьмах;
- предотвращение профессиональных заболеваний, их лечение и контроль.
К основополагающим предпосылкам здоровья относятся:
- здоровая окружающая среда, включая запрещение использования или испытаний ядерного оружия;
- наличие в тюрьмах удовлетворительных санитарных условий и средств поддержания гигиены;
- доступ к продовольствию достаточной питательности;
- доступ к информации, связанной со здоровьем;
- обеспечение гигиены труда в промышленности, лечение и контроль за профессиональными заболеваниями;
- защита психического здоровья от пребывания в тюрьме;
- меры по борьбе вредными обычаями; меры по предотвращению абортов, совершаемых в опасных для здоровья женщины условиях.
Защита прав пациента — комплексная система мер, применяемых в тех случаях, когда беспрепятственно реализовать права пациента не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу пациента должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность со стороны полномочных государственных и общественных организаций.
Защита прав пациентов возможна как с помощью государства, так и негосударственными организациями. Условно всех субъектов, которые в соответствии с законом могут осуществлять защиту прав пациентов, можно разделить на традиционных и нетрадиционных.
К «традиционным» субъектам, защищающим нарушенные права пациента относятся: сам пациент (его представитель, адвокат); суд (суд общей юрисдикции); прокуратура.
«Нетрадиционные» субъекты, участвующие в защите нарушенных прав пациентов, — это юридические лица, многие из которых стали фигурировать в законодательстве уже после принятия «Основ законодательства об Охране здоровья граждан».
К их числу относятся: создаваемая государством специальная служба для граждан, страдающих психическими расстройствами; некоторые субъекты системы обязательного медицинского страхования: страховые медицинское организации, Фонды обязательного медицинского страхования; должностные лица учреждений здравоохранения и органов управления здравоохранением (районного Отдела здравоохранения, Комитета по здравоохранению, Министерства здравоохранения); лицензионный орган; общественные объединения (ассоциации, союзы), защищающие права потребителей и юридические лица, уставом которых предусмотрена деятельность по защите прав пациентов;
Сегодня в России защита прав пациентов в основном возложена на страховые медицинские организации (СМО) и фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Каждый иск или жалоба — это потенциальное взыскание средств с ЛПУ или с врача за нарушение прав пациента. Но ведь это те же самые деньги, которые получены или еще только должны быть получены от того же ФОМС, СМО или местного бюджета, т.е. это их государственные деньги. Неужели они будут судиться с частью своей же системы? Получается, что современное российское здравоохранение — это структура, для которой пациент — это чужеродный, внешний элемент, и система защищается от его жалоб на себя всеми способами, предпочитая решать даже доказанные ошибки кулуарно, а не выносить их на общее обозрение, то есть в суд или в прессу.
Во-вторых, эксперты, оценивающие вред (ущерб), причиненный пациенту нарушением медицинских стандартов и норм, являются частью этой же системы. Общеизвестна корпоративность врачей, прикрытая «медицина — это искусство!».Но если столетия назад для Парацельса медицина действительно была искусством, то сегодня — это технология, стандарты, выработанные на основе длительных научных исследований. Медики всегда могут договориться между собой — в частности, и о проведении экспертиз качества медицинской помощи. Пациенты выступают как одиночки в борьбе с организациями, а не с отдельными врачами, нарушившими их права.
Организациями, способными эффективно защищать пациентов могут быть только абсолютно независимы от служб здравоохранения. Общества по защите прав потребителей также не могут эффективно решить проблему защиты прав пациентов, поскольку действуют в рамках Закона РФ « О защите прав потребителей». Сфера влияния этого Закона распространяется лишь на платные услуги, оказываемые населению, и вся область обязательного медицинского страхования автоматически выпадает из рамок его действия, а значит и из основных задач обществ по защите прав потребителей.
В последние годы на стороне пациентов выступают общественные организации и юридические фирмы, такие как Общероссийская общественная организация Лига защитников пациентов, фирма «Медицинский адвокат» в Санкт-Петербурге, а также врачи, закончившие юридические факультеты и специализирующиеся в медицинском праве.
В случае нарушения любого права гражданина он может, как обратиться к лицу, обязанному защитить его право, так и защитить право самостоятельно, иначе говоря, прибегнуть к самозащите права. В случае нарушения или ущемления права, у человека есть два пути, имеющих законодательно определенные механизмы. Это внесудебное и судебное обжалование.
Обжалование — это один из гарантированных законодательством механизмов, обеспечивающих реализацию пациентом своих прав. Одна жалоба одномоментно может быть подана в одну, несколько или во все инстанции, обладающие компетенцией защиты прав пациентов.
Исключением является подача жалобы Уполномоченному по правам человека Российской Федерации. Он принимает жалобы, только при условии, что вопрос уже рассматривался в судебном или административном порядке, но гражданин не согласен с принятым решением.