Мировую экономику больше года поддерживали беспрецедентными финансовыми стимулами. США здесь в лидерах — триллионные вливания обернулись непомерным госдолгом, прохудившейся до дыр казной и разогнавшейся инфляцией. А потребители и бизнес подсели на прямые выплаты и послабления. Но уже скоро пир кончится. Отключение печатного станка станет серьезным испытанием.
Оглавление:
Залили деньгами
Из-за пандемии в мировые рынки влили более десяти триллионов долларов дополнительной ликвидности. С начала 2020-го совокупный баланс шести мировых ЦБ вырос в полтора раза. Все это результат масштабных программ выкупа активов, запущенных в ответ на рецессию — худшую за 70 лет.
Европейский центральный банк закачал в экономику порядка полутора триллионов евро. И, как заявила в конце июля глава регулятора Кристин Лагард, готов напечатать еще 620 миллиардов. Но аналитики не исключают, что в случае успеха вакцинации, которая должна завершиться в сентябре, поддержку начнут сворачивать.
Денежных стимулов Федрезерва в три-четыре раза больше. В пандемию в США запустили печатный станок на полную мощность, потратив на антикризисные меры шесть (а по независимым подсчетам, и все девять) триллионов долларов. Ничем не обеспеченные купюры сразу подстегнули инфляцию.
В марте конгресс одобрил предложенный Джо Байденом American Rescue Plan еще на 1,9 триллиона. Документ получился в основном социальным: это и прямые выплаты гражданам, и повышенные пособия по безработице до сентября, и субсидии на аренду жилья, и дополнительное финансирование программы SNAP на покупку продуктов. Там же — расширение налоговых вычетов, средства для школ, стимулирования бизнеса. Почти 20 миллиардов выделили на вакцинацию, 50 миллиардов — на коронавирусное тестирование.
Разгон инфляции
Экономисты тогда предупредили: это уже не пойдет во благо. Усилится нагрузка на бюджет, разгонятся цены — из-за переизбытка купюр без соответствующего увеличения объема производства.
Так и вышло. Госдолг уже в марте превысил размер экономики. В мае инфляция достигла пяти процентов в годовом выражении — рекорд с августа 2008-го.
Глава Федрезерва Джером Пауэлл не увидел в этом большой проблемы. «Огромные заимствования во время пандемии послужили мостом через экономическую пропасть: карантины, падение потребительских расходов, простои судов, пустующие отели и миллионы безработных. Дешевые кредиты позволили выплачивать деньги сотрудникам, а не увольнять их и поддерживать активы в рабочем состоянии. За счет заимствований финансировали и пособия по безработице уволенным, чтобы они могли рассчитываться по счетам и покупать еду», — пояснил он. Инфляцию же Пауэлл считает временной.
Но ситуация ухудшается: темпы роста потребительских цен достигли максимума за 17 лет — 5,6% в годовом выражении. Это в два раза больше таргета. В ФРС признали: инфляция «может оказаться более высокой и устойчивой, чем мы ожидали».
Печатать еще
Тем не менее в конце июля Пауэлл заявил: сворачивать экономические стимулы пока рано. Рынок труда США «все еще далек» от прогресса, которого ждет Федрезерв. А инфляция утихнет «в ближайшие месяцы».
Экономисты c этим не согласны: безработица по-прежнему порядка 20%, трансфертные платежи помогают лишь в краткосрочной перспективе.
Аналитики подчеркивают: отказ от «бесплатных» долларов неизбежен — и для экономики это станет серьезной проверкой на прочность. В первую очередь речь именно о денежных стимулах, которыми «кормили» бизнес и потребителей.
«Триллионы прямых «коронавирусных» платежей стимулируют потребительские расходы и импорт. Их отмена неизбежно приведет к резкому снижению расходов», — указывает Джозеф ЛаВорна, главный экономист Национального экономического совета при президенте Дональде Трампа. А еще, как отмечает Bloomberg, миллионам американцев грозит выселение в июле-августе, когда истекает срок моратория.
По прогнозам Goldman Sachs, во второй половине 2021-го рост ВВП США резко замедлится — до полутора-двух процентов год к году. Помимо грядущей отмены стимулов, есть и другие причины: медленное восстановление сектора услуг, ухудшение эпидемиологической ситуации, низкие темпы возвращения работников в офисы, что наносит сильный удар по «офисной экономике и смежным секторам».
В Банке международных расчетов предупреждали, что после отключения печатного станка придется нелегко. Особый риск несут проблемы с долгами. Это все те счета, по которым срок платежа уже наступил, но они еще не погашены из-за послаблений, — от налогов и процентов до арендной платы. Возможен масштабный кризис неплатежей.
«Экономика работает на денежных вливаниях, как на кофеине. Но что будет, когда их поток иссякнет?» — задается вопросом экономист в интервью CNBC. Нынешняя траектория роста подпитывается госрасходами. Впереди — неизбежная экономическая расплата.