Сам характер покупки товаров в современном супермаркете создает все условия для обмана в кассовом чеке. Покупатели берут большое количество товаров, полные тележки или корзины. На кассе образуются очереди, люди буквально дышат друг другу в спины.
Естественно, что в такой ситуации – не до детальной проверки чека и подсчета стоимости всех товаров. В лучшем случае, уставший покупатель обнаруживает подвох дома. Но идти в супермаркет ругаться уже нет желания, а может и поздно – магазин уже закрылся.
Самые распространенные виды обмана в кассовых чеках – другая цена товара, включение «левого» товара в чек или пробитие одного и того же товара два раза. Также очень часто встречаются ситуации, когда ценник в торговом зале один, а на кассе пробивают по другому ценнику.
Но что делать, если вас обманули на кассе? Во-первых, надо научиться обнаруживать такую ошибку. Для этого можно считать стоимость покупок еще в торговом зале, не подходя к кассе. Пример: вы насчитали товаров на сумму 1291 рубль, а на кассе вам говорят, что вы должны заплатить 1420 рублей. Вот здесь и можно потребовать пересчитать.
Если покупатель обнаружил ошибку в чеке, надо попросить продавца-кассира пробить товар по ценнику, либо отказаться от покупки и вернуть деньги. В случае отказа работника магазина от удовлетворения вашего требования, надо позвать руководителя торговой точки. Если и руководитель пойдет в отказ, то надо направлять официальную претензию в письменном виде на юридический адрес организации.
Как правило, после направления претензии торговая сеть или магазин удовлетворяют требования покупателя, так как понимают: человек юридически грамотен или пользуется помощью юристов, в случае отказа от удовлетворения претензии неизбежен иск в суд, а суды часто встают на сторону рядового потребителя как более слабой стороны в споре.
Не нужны торговым организациям и проверки Роспотребнадзора. Кстати, обращение в Роспотребнадзор с соответствующим заявлением – хорошее решение для пресечения случаев обмана на кассах. За ошибки в кассовом чеке торговую организацию могут оштрафовать на 50 тысяч рублей. Для небольшого магазина это – очень значительная сумма.
Стоит учитывать и то, что обманывают чаще всего сами кассиры. Торговой сети не нужно защищать кассира и платить штрафы из-за его противоправных действий, поэтому магазин легко «сольет» подобного кассира и возместит покупателю ущерб за счет вычета средств из зарплаты проштрафившегося сотрудника.
Покупателям надо обращать внимание и на сам чек: с 1 февраля 2021 года торговые организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателям кассовый чек нового образца. В таком чеке должны присутствовать: дата и время расчета, сумма денежных средств, наименование, количество и цена каждой позиции товара или услуги. Таким образом, подсчитать стоимость покупок намного проще, как и выявить факт обмана со стороны кассира.