Литовское государство трещит по всем швам так страшно, что депутат Пятрас Гражулис зарегистрировал в канцелярии Сейма проект закона о проведении 7 ноября досрочных парламентских выборов:
«Предлагаю самораспуститься и обновиться, иначе волна народного гнева смоет действующую законодательную и исполнительную власть в унитаз истории».
Впервые парламентское большинство (представлено консерваторами, победившими на октябрьских 2020 года выборах) и трехпартийное коалиционное правительство (сформировано в ноябре 2020-го из консерваторов, либералов и неолибералов) до такой степени утратили нити управления, что загоняют страну в более глубокий кризис, чем кризис 2008—2009 годов. По словам Гражулиса, «Сейм и кабинет не в состоянии управиться с внутренними проблемами и внешними вызовами, которые сами же и создали. Власть правых расплодила политическую коррупцию и работает против интересов большинства граждан».
В телефонном комментарии для EADaily парламентарий пояснил следующее: гражданское общество возмущено официальной поддержкой «заднеприводных», бульдозерным проталкиванием однополых браков, закона о партнерстве, готовностью ратифицировать Стамбульскую конвенцию, совершить антиконституционную реформу. В планах кабинета — запретить мирные протесты и демонстрации, публично высказывать альтернативную точку зрения, использовать закон о референдуме в интересах государства и народа.
«Усилиями консерваторов Литва превратилась в тоталитарную страну либерал-большевистского толка, в которой нет свободной прессы, но есть неофашизм, политические расправы с неугодными, сегрегация, беззаконие».
Можно добавить — внешний долг огромен, инфляция растет, как и цены на электричество, газ, воду, другие коммунальные услуги, при замороженных доходах налогоплательщиков. Социальное расслоение достигло ужасающих масштабов, за чертой бедности находится более 600 000 жителей из 2 760 000. Из страны навсегда бегут трудоспособные и молодежь. Остаются или обездоленные, или самые нечистоплотные, «подтявкивающие» политическим кланам, которые стремятся подмять под себя государственные предприятия.
Бестолковость власти, коррупция как в банановой республике, безысходность и насаждение нехарактерных для католической страны ценностей вели к бунту. И он случился. 10 августа со всей Литвы в столицу съехались гражданские активисты, чтобы заставить хунту уйти. Государственные флаги стали знаменами «Майдана» — именно такое имя получил протест. «Сейм — вон!». Этот и другие лозунги стали лозунгами дня. Кричалкой — «Уходите! Не мешайте жить!». Главным символом — виселица для членов правительства консерваторши Ингриды Шимоните. Манифестанты требуют ее немедленной отставки, считая, что глубинной Литве не по пути с фашиствующей главой кабинета министров.
Не затерявшийся в толпе депутат Европейского парламента Виктор Успасских заявил корреспонденту EADaily:
«Далее нельзя терпимо относиться к деятельности этого правительства».
Камня на камне от членов кабинета не оставила газета Respublika, единственное СМИ, с которым согласны сотрудничать организаторы протеста. Все другие, включая литовский информационный флагман delfi, митингующие держат за «продавшихся местным консерваторам, Европейскому союзу и США в угоду политической конъюнктуре».
Литовцы — народ традиционно терпеливый, законопослушный и легко управляемый. Однако если вышли на улицы до 40 тыс. только в Вильнюсе (в целом по стране — до полумиллиона, по словам вожаков), следовательно, впервые за 30 лет независимости припекло основательно.
Массовость, сплоченность и воинственность интеллигенции, пролетариата и крестьянства пугает власть предержащих больше всего. Например, такая известная консерваторша, как звезда Европарламента Раса Юкнявичене позволила себе заявить:
«Было „Единство-90“, сегодня в Литве устои государственности подрывает „Единство-21“. Собравшиеся у стен парламента — это участники все той же гибридной войны, развязанной Лукашенко. Все они — агрессивные наемники Путина. Успасских, Рамунас Карбаускис и другие — это вожди пятой колонны».
Для несведущих поясним: «Единство» образца 1990 года — промосковское и антисаюдистское интернационалистское движением в Литовской ССР во время перестройки. Среди главных целей было противодействие распаду Советского Союза. «Единство» поддерживали военные и КГБ. Взглядам Юкнявичене активно аплодировала творческая интеллигенция, как этих людей называли в оные времена. Или обласканные грантососы, как их называют сегодня. В частности, актер Эймутис Квошчаускас считает:
«Здесь [на площади перед парламентом] собралась вся темнота, все зло и дно. Всем управляют проститутки, желающие все разрушить, всему мешать, себя протолкнуть на важные посты, чтобы затем красть и делать из толпы толпу полезных дураков».
Интеллигенту ли не знать, что в памяти народной сохранился светлый образ благородного Тадаса Блинды, эдакого литовского Робина Гуда? Сегодня большая часть прогрессивной, деловой и предприимчивой Литвы встала под знамена средневекового борца за справедливость. Помещичьи имения, разумеется, не полыхают. Но дымом от «Майдана» пахнет сильно.