И что смена власти в Кабуле может означать для России.
После бескровного взятия Кабула 15 августа движение «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в России) заявило об установлении контроля над всей территорией Афганистана. Вскоре после появления этой новости стало известно, что президент Ашраф Гани сложил с себя полномочия и покинул страну. С воскресенья власть в регионе передана временному правительству. Подготовленные США и союзниками афганские вооруженные силы фактически прекратили существование, частично сдавшись, частично бежав в соседние государства. Американские дипломаты вертолетами эвакуированы из столицы. О причинах столь стремительного коллапса и перспективах сосуществования России с новым проблемным соседом — в материале «Известий».
Опоздавшая помощь
15 августа ситуация в Афганистане и на границе с ним стала темой телефонного разговора Владимира Путина с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. Накануне в эту страну после захвата талибами приграничного города Мазари-Шариф эвакуировался афганский маршал Абдул Рашид Дустум с частью преданных ему военных.
— В республике Афганистан сложилась удручающая ситуация, — в беседе с «Известиями» оценил обстановку посол РФ в Афганистане Замир Кабулов. — Она говорит о полном военном и политическом развале. Президент страны сбежал — по всей видимости, на одном из американских эвакуационных самолетов. Добавить к этому нечего. Безопасность наших сотрудников сейчас обеспечивается внутренними силами. Диппредставительство работает в относительно штатном режиме. Талибы гарантировали безопасность не только российскому посольству, но и другим.
МИД России заявил, что не намерен сворачивать работу диппредставительства в Кабуле — она продолжится в обычном режиме. В то же время ведомство не признает талибов в качестве законных властей Афганистана. При этом РФ поддерживает хорошие отношения как с покинувшим страну правительством, так и с «Талибаном», заявили в дипломатическом ведомстве.
В ряде стран, однако, решили изменить порядок работы своих посольств. Германия, к примеру, приостановила деятельность диппредставительства, а США перенесли его в международный аэропорт Кабула. Американский персонал пришлось эвакуировать туда челночными рейсами на транспортных вертолетах под эскортом ударных AH-64 Apache. Кадры вывоза людей с крыш американского дипломатического комплекса вызвали во всем мире ассоциации с аналогичными событиями 1975 года, когда под ударами отрядов Вьетконга пал Сайгон — столица Южного Вьетнама.
В субботу 14 августа президент США Джон Байден объявил об отправке в Кабул 5000 американских военных. Они должны были обеспечить «безопасную и организованную» эвакуацию дипломатов, иностранных граждан и афганцев, подавших документы на иммиграцию. В ночь на 15 августа Пентагон отчитался о начале их переброски в аэропорт, но прибыть в полном составе до падения столицы американский контингент не успел.
В последней попытке сдержать наступление «Талибана» в ночь на воскресенье тяжелые бомбардировщики США нанесли удар по колонне движения в окрестностях Кабула. Но предотвратить взятие Кабула это не помогло.
— «Талибан», если рассматривать чисто с военной точки зрения, провел вполне эффективную операцию, — отметил военный эксперт Виктор Мураховский. — Они не стали штурмовать Кабул, а сначала заняли ключевые города и провинции, окружили его и фактически взяли в осаду, перерезав снабжение. В отсутствии электричества, продовольствия и связи долго он удержаться в любом случае не мог.
Эксперт отметил, что у США была надежда при поддержке своей авиации организовать достаточно продолжительное сдерживание талибов, чтобы в итоге заставить их пойти на уступки — возможно создать коалицию с действующим президентом. Но действия талибов не дали им возможности этого сделать.
Вихрь перемен
После захвата столицы страны руководство движения «Талибан» проинформировало, что все образовательные, медицинские и иные общественно-значимые учреждения Кабула продолжат работу в штатном режиме. В этот же день началось формирование временного правительства страны. Ожидается, что его возглавит экс-глава МВД Афганистана и бывший посол в ФРГ Али Ахмад Джалали.
Складывающаяся в регионе ситуация несет в себе определенные риски и для России, у которой появляется новый проблемный сосед.
— Для США всё понятно — они разрушили страну и отправились на другое полушарие Земли, где до них талибы доберутся не скоро. А вот нам с этим жить. Проблема в том, что «Талибан» активно сотрудничал и сотрудничает с боевиками других террористических организаций. Следовательно, после их победы есть шанс превратить Афганистан в плацдарм распространения терроризма и наркоторговли, — поделился опасениями с «Известиями» политолог, эксперт по Афганистану Никита Мендкович.
Диалог с талибами вести придется, потому что на сегодняшний день «другого Афганистана у нас нет», добавил он.
— Но порох держать надо сухим. Боевики провели 20 лет в ситуации перманентной войны всех против всех. Они предрасположены воспринимать мир через силовые механизмы. Если они будут чувствовать, что мы и наши союзники имеем мощный силовой кулак, диалог будет идти продуктивно, — считает политолог.
Российская сторона неоднократно встречалась в Москве с представителями политического крыла «Талибана», напомнил «Известиям» президент Международной контртеррористической ассоциации Иосиф Линдер. Эти встречи, по его словам, были нужны прежде всего для того, чтобы «прочертить красные линии», которые нельзя нарушать. В частности, РФ выразила обеспокоенность ухудшением обстановки в странах Средней Азии, которые граничат с Афганистаном.
— Если они выполнят взятые на себя обязательства, то резкого всплеска террористической угрозы после захвата Афганистана для РФ не должно быть — подчеркнул эксперт. — Тем не менее, безусловно, есть риск, что другие террористические течения и группировки, которые окажутся в стане «Талибана», могут способствовать дестабилизации обстановки. В таком случае с российской стороны могут потребоваться не только дипломатические, но и военные методы, которые помогут сдерживать данную угрозу.
Военный разгром
Стоит отметить, что Кабул был беззащитен перед натиском талибов уже к утру 15 августа. К этому времени оказались разгромлены или сдались боевикам все семь армейских корпусов Сухопутных войск, дислоцированных по территории страны. Собрать войска для обороны столицы руководству не удалось. Прекратили полеты и ВВС Афганистана.
В воскресенье талибы заняли аэродром Баграм в 40 км севернее Кабула. Здесь почти 20 лет располагалась крупнейшая в стране база ВВС США, на которой в разные годы размещалось свыше сотни летательных аппаратов. Американские военные ушли с нее в начале июля, передав в распоряжении афганских коллег.
— У афганских правительственных войск не было мотивации. Надо понимать, что там идет гражданская война, люди одного народа или национальности воюют друг с другом. Их армия жила не ради каких-то идей, которые существуют у нас —- защиты Родины, Отечества. Они находились на службе потому, что многих туда призвали насильно, загнали, — рассказал «Известиям» председатель центрального правления Союза десантников России, полковник Валерий Юрьев.
Уровень деморализации афганских войск оказался даже сильнее, чем предполагалось несколько дней назад, рассказал «Известиям» военный эксперт Юрий Лямин.
— Наступило абсолютное разложение, целые соединения начали сдаваться фактически без боя, полностью передавая всё вооружение талибам. Находящиеся ближе к границам целыми отрядами с легкой бронетехникой пытались перейти в Иран, Узбекистан. Происходящее можно сравнить с южновьетнамской армией во время падения Сайгона, когда вроде бы еще есть войска, техника, боеприпасы, но личный состав уже абсолютно не верит, что способен победить и у него осталось единственное желание — спасти свою жизнь.
В последнее время талибы выбрали правильную стратегию — тех, кто сдавался сразу, они не трогали и отпускали по домам, отметил Юрий Лямин. Так как войска полностью утратили веру в победу, естественно, они считали, что другого выхода нет и выбирали самую очевидную альтернативу.
По заявлениям талибов, на их сторону перешли даже несколько экипажей военных вертолетов. Позднее появились и видеоролики с транспортными Ми-17, сопровождающими колонны боевиков. Не лишним будет добавить, что пилоты афганских ВВС проходили самую тщательную проверку, а многих из них готовили непосредственно на территории США.
— Как и во многих странах, охваченных войной, Афганистан имеет перегруженную систему здравоохранения, которая сталкивается с проблемами из-за ограниченного охвата пострадавших от конфликта районов, слабой специализированной медицинской помощи и продолжающейся вспышки COVID-19. — рассказали «Известиям» в представительстве Международного комитета Красного Креста (МККК) в Кабуле. — Медицинские учреждения, работающие со стационарными пациентами, перегружены и недофинансированы, они часто не могут предоставлять качественные и своевременные услуги.
В организации призвали все стороны конфликта сделать больше для защиты мирных жителей, медучреждений и объектов инфраструктуры. Все они, считают в МККК, должны быть защищены от нападений.