Основной сценарий
Возможны два исхода нынешних выборов в нижнюю палату Федерального собрания России и, соответственно, реализация либо четырехпартийной, либо пятипартийной модели. К такому выводу пришли эксперты Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), возглавляемого членом Высшего совета «Единой России» Дмитрием Орловым. Составленный ими доклад «Вероятные модели формирования Думы: партийный состав и факторы влияния» есть у РБК.
Выборы в Госдуму должны пройти 17–19 сентября. Они проводятся по смешанной системе, в них примут участие кандидаты от 14 партий и самовыдвиженцы.
Согласно наиболее вероятному, по мнению экспертов АПЭК, сценарию, в новом созыве парламента могут остаться четыре нынешние партийные фракции — «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и обновленная «Справедливая Россия — Патриоты — За правду». Согласно этому сценарию, явка на выборах составит 37–40%, а голоса распределятся так: «Единая Россия» получит 51–54% избирателей, КПРФ — 16–18%, ЛДПР — 10–12%, «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» — 8–10%. В этом случае в парламент не пройдут «Новые люди» (ожидаемый результат — 2–4%), «Партия пенсионеров» (2–3%), «Яблоко» (2–3%), «Коммунисты России» (1–2%), «Родина» (1–2%). Прочие участвующие в выборах партии получат поддержку менее 1% россиян, предполагают эксперты.
Как строился прогноз
Какой сценарий выборов в итоге реализуется — четырехпартийный или пятипартийный, зависит от общей активности партий, явки, электоральной мобилизации на финальном этапе кампании, пояснил РБК генеральный директор АПЭК Дмитрий Орлов. При подготовке доклада анализировались заявленная и реальная активность избирателей в целом, сказал он. При этом реализация любого из двух сценариев не исключает, что по некоторым одномандатным округам будут избраны в том числе кандидаты от малых партий, но они не составят фракции, уточнил он.
При такой конфигурации «Единая Россия» сохранит в 450-местной нижней палате конституционное большинство (две трети плюс один голос, позволяющее преодолевать президентское вето и принимать конституционные законы) и даже увеличит свое присутствие в нижней палате.
КПРФ, по прогнозам АПЭК, увеличит показатели поддержки на несколько процентов по сравнению с предыдущими парламентскими выборами. Она может получить свыше 40 мандатов по списку и ряд одномандатных округов, увеличив представительство в палате на несколько мест. Причиной для этого может стать общий рост социальной напряженности, на фоне которого именно коммунисты притягивают голоса протестного электората (об этом РБК ранее говорили и в самой КПРФ).
При четырехпартийном сценарии КПРФ сможет получить больше голосов, чем при пятипартийном, в которой голоса оппозиционных избирателей распределятся более равномерно и в значительной степени отойдут малым партиям. При преодолении планки в 8% представительство увеличит и «Справедливая Россия», но речь идет об одном-двух мандатах по списку, не считая одномандатных округов, уверены авторы доклада. С учетом округов представительство партии при реализации этого сценария составит от 18 до 25 мест. ЛДПР, вероятно, сократит представительство на несколько мандатов, полагают в АПЭК.
Прогноз АПЭК выглядит убедительно, сказал РБК политолог Константин Калачев. По его оценке, КПРФ «гарантированно берет» второе место на голосовании, а «Единая Россия» при относительно невысокой явке за счет мобилизации электората может получить 45–50%. «Этому благоприятствует голосование в три дня, падение интереса к политике, отказ части протестников от участия в выборах, разгром несистемной оппозиции и ожидаемое в сентябре улучшение эпидемиологической ситуации, — пояснил Калачев. — Социально-экономическая ситуация критической не является, да и «Единая Россия» — единственная партия, ведущая активную, полноценную избирательную кампанию».
Прежние плюс одна
Сценарий пятипартийной модели менее вероятен, говорится в докладе, его вероятность оценивается в 30%. При реализации этого сценария 5-процентный барьер прохождения в Госдуму преодолеют пять партий — нынешние парламентские плюс относительно недавно созданная партия «Новые люди» основателя Faberlic Алексея Нечаева.
На данный момент этот барьер, согласно опросам ВЦИОМ и ФОМ, не преодолевает ни одна из непарламентских партий. Однако возможно, что итоговые результаты большинства участников голосования будут чуть выше предварительных, говорится в исследовании. В этом случае больше всего шансов набрать больше 5% голосов, согласно социологическим опросам, именно у «Новых людей». Но более вероятно, что партия преодолеет только 3-процентную планку, что гарантирует ей федеральное финансирование. С этим выводом согласен Калачев: «Что касается «Новых людей», то они не демонстрируют драйва, потому 3–4% — действительно их потолок».
При пятипартийной модели явка составит 39–42%, то есть сценарий подразумевает несколько больший интерес населения к выборам. В этом случае «Единая Россия» сможет получить 49–52% голосов, КПРФ — 15–17%, ЛДПР — 9–11%, «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» — 7–9%, «Новые люди» — 5–6%, «Партия пенсионеров» — 2–4%, «Яблоко», «Коммунисты России» и «Родина» — по 2–3%.
Будет ли реализован этот сценарий, зависит, в первую очередь, от специфики электорального поведения оппозиционного избирателя, сказано в исследовании. «Кризис доверия переживает вся партийная система, — поясняют эксперты. — «Справедливая Россия» попыталась найти решение кризиса в объединении с другими партиями, но оно, как оказалось, имеет весьма ограниченный потенциал». При этом разочарование электората, лояльного «старой» оппозиции, может привести к росту поддержки малых партий, считают они.
Преодоление одной из малых партий 5-процентного барьера будет означать общее перераспределение поддержки избирателей в пользу небольших игроков, заключают в АПЭК. По прогнозу агентства, две малых партии (вероятно, Партия пенсионеров и «Яблоко») в этом случае смогут претендовать на получение федерального финансирования, то есть преодолеют барьер в 3%.
По оценке политолога Калачева, ЛДПР в конечном счете может получить больше голосов, чем сейчас показывают опросы. Это может произойти за счет того, что не все сторонники партии готовы публично признаваться в своей поддержке, люди могут уклоняться от ответов, стесняться выбора или просто определиться в последний момент, считает эксперт.
«Этот же эффект мог бы сработать и с партией «Яблоко», но она сделала все возможное, чтобы дистанцироваться от несистемной оппозиции, — продолжает Калачев, имея в виду, в частности, то, что основатель партии Григорий Явлинский публично призвал сторонников Алексея Навального не голосовать за партию. — А значит, для протестного избирателя, сочувствующего Навальному, «Яблоко» скорее всего выбором не станет». Без этого протестного электората до 5% «Яблоко» «не дорастет», считает политолог, но 3% «за счет безальтернативности предложения в нише некоммунистических критиков» яблочники получить, вероятнее всего, смогут.
Есть небольшая вероятность, что какая-то из партий в оставшиеся до голосования дни «совершит подвиг, что-то, ломающее шаблон», и таким образом увеличит свой процент поддержки, допускает Калачев. «Но это — один шанс из тысячи», — добавил он.