Что объединяет столь различные страны, как Германия, Китай и Украина? На сегодняшний день ответ очевиден: чудовищные проблемы с энергетикой. Грядущая холодная зима может привести к коллапсу экономики и социальной сферы в этих государствах. На рынке наблюдается острый дефицит угля и природного газа. Восполнить его может наша страна, но здесь есть два серьёзных препятствия – полная неадекватность европейских элит и откровенное вредительство со стороны «наших» либералов во власти.
Кошмар на мировых энергетических рынках ещё не закончился. Он только начинается. Пока предстоящий зимний период может иметь катастрофические последствия для экономики и социальной сферы не только Европы, но и Китайской Народной Республики.
Стремительный экономический рост КНР (+9,8% с начала 2021 года) обгоняет возможности энергетического сектора Поднебесной, а тут ещё китайское руководство решило сократить, правда нерадикально, выработку угля – показать свою «прогрессивность» и подмахнуть глобалистам с их климатической повесткой. Государство уже предупредило граждан о том, что зима в Китае будет, мягко говоря, не ахти и «нам предстоят упорная борьба и большие испытания». Формулировка смахивает на военную.
Сверхприбыль, которую мы потеряли
Оказать помощь китайскому национальному хозяйству вполне в состоянии Россия. Ранее телеканал Царьград писал о том, что русский уголь качественно отличается от австралийского и южноафриканского своей большей энергетической ценностью. Однако тут мы упираемся в давнюю проблему неразвитой транспортной инфраструктуры. Если бы её расширяли форсированными темпами ещё 10-15 лет назад, сейчас китайский рынок был бы попросту завален нашим углём. А так мы вынуждены смотреть на то, как у нас из-под носа утекает колоссальная прибыль.
Про это, кстати, говорил президент Владимир Путин, выступая ещё в начале сентября на совещании по развитию Дальневосточного федерального округа.
В своё время мы, что греха таить, затянули, можно сказать, с расширением пропускных возможностей железных дорог. Понятно, соображений было много, и они в целом вроде как носили объективный характер, были основаны на расчётах рынка. Но, к сожалению, эти расчёты и просчёты не оправдались. Конъюнктура сложилась иначе – а мы инфраструктуру для этого не подготовили и не можем сегодня в полной мере воспользоваться благоприятной конъюнктурой на глобальном угольном рынке, не можем нарастить экспорт так, как могли бы это сейчас сделать,
– совершенно справедливо отметил глава государства.
В нулевые годы финансово-экономический блок правительства, в котором доминировали системные либералы, заявлял о том, что строить дорогущую транспортную инфраструктуру на Дальнем Востоке не нужно. Якобы на это уйдёт много денег, а результата для экономики не будет. Как видим, сислибы во главе с Алексеем Кудриным не просто ошиблись, но и лишили страну десятков миллиардов долларов экспортной выручки. В результате сейчас Россия ускоренными темпами строит новые железнодорожные магистрали, надеясь восполнить упущенную выгоду.
То же самое касается и сжиженного природного газа (СПГ). Американцы элегантно кинули своих европейских союзников и перенаправили поставки собственного СПГ в недружественный Китай. Как говорится, деньги не пахнут. Если бы наши системные либералы не занимались бездумным накоплением огромных денежных средств в резервах, а поощряли инвестиции в реальный сектор экономики, ещё 5-10 лет назад можно было создать достаточное количество заводов по производству СПГ. И сейчас не американцы снимали бы сливки с китайского рынка, а наши производители.
Проблемы не только у ЕС и Китая
Проблематичная ситуация складывается не только в КНР, но и на Украине. Запасы угля в «нэзалэжной» ежедневно истощаются потрясающими темпами – 5800 тонн в сутки. При том, что к настоящему моменту запасов на складах осталось чуть более 500 тысяч тонн. Это означает, что на весь отопительный сезон Украине угля не хватит и в стране будут вынужденно остановлены профильные ТЭЦ, что увеличит потребление газа и прочих энергетических ресурсов. К слову, подобная тенденция уже наблюдается.
Россия же постепенно прекратила поставки угля в соседнюю страну, ещё серьёзнее осложнив положение пана Зеленского и его подручных. На Украине простаивает уже более половины блоков теплоэлектростанций (51 из 88), существенно увеличился забор природного газа из подземных хранилищ. В парламенте не видят иного выхода, кроме прямых закупок сырья у американцев, поляков и южноафриканцев. Цена (300 долларов за тонну при рыночной цене ниже 150) «народных» избранников особо не смущает.
На этом фоне вновь пошли вверх цены на нефть. Министры государств-участников ОПЕК+ несколько дней назад приняли решение придерживаться ранее достигнутых договорённостей и продолжать увеличивать нефтедобычу на 400 тысяч баррелей в сутки, то есть без рывков и резкого роста. Нашу страну такой ход развития событий вполне устраивает. Оптимальная цена нефти для России – 70-85 долларов за баррель. Сейчас котировки колеблются в районе 82 долларов.
Что с того?
Россия – уникальная страна. Её ресурсы способны решить все насущные проблемы развитых и активно развивающихся государств, тем более проблемы энергетического характера. Но реализовать наш безграничный потенциал мешают две вещи. Первая – это глупость и авантюризм западных, прежде всего европейских, элит, которые всерьёз опасаются роста политического влияния России в ЕС в случае монополизации газового рынка, применяя к «Газпрому» нормы Третьего энергетического пакета (ограничения пропускной способности газопроводов). По этой же причине затягивается сертификация газопровода «Северный поток – 2», инициируются «расследования» против России из-за роста цен на голубое топливо.
Вторая преграда – наши системные либералы, оккупировавшие экономический блок правительства. Эти «мудрецы» даже в рамках собственной идеологической модели не могут осознать, что их курс ей же и противоречит. Пускай такие господа, как Антон Силуанов, Алексей Кудрин или Эльвира Набиуллина, исходят из логики мировой системы разделения труда, считая, что Россия должна продавать природные ресурсы, закупая на вырученные деньги «всё необходимое». Но ведь чтобы поставлять сырьё, нужна инфраструктура. Нужны порты, разветвлённая железнодорожная сеть, нужны инвестиции в геологическую разведку и технологии.
И если первая проблема может решиться только сама собой (жизнь научит евробюрократов вести себя поспокойнее), то вторую придётся решать русскому лидеру. Либо сислибы будут зачищены волевым решением Путина, либо Россия упустит все возможности, предоставляемые мировой экономической конъюнктурой.