Миллиардер Александр Шарапов заявил, что лучшей инвестицией для зажиточной жизни на пенсии является приобретение недвижимого имущества, которое впоследствии можно было бы сдавать. Судя по всему, господин Шарапов не представляет себе уровень жизни в нашей стране, если делает такие непродуманные заявления. Либерально-монетаристская политика, проводимая в нашей стране с 1990-х годов, привела к тому, что пенсионеры живут крайне бедно, а само слово «пенсионер» ассоциируется, увы, не с достойным отдыхом, а с нехваткой денежных средств. В то же время сводить всё к 90-м будет не совсем верно. Корни пенсионной проблемы – ещё глубже.
Наши богачи лучше всех в мире умеют «драконить» собственное население. В этом им нет равных, пожалуй, ни в одной стране. Кажется, что в их интересах, наоборот, просто молчать, не провоцировать народ почём зря – в конце концов, не деньги ли любят тишину? Однако этой мудрой фразы толстосумы, судя по всему, не слышали и продолжают с важным видом давать советы простолюдинам, «как прийти к успеху».
На днях российский миллиардер, президент Becar Asset Management и гильдии управляющих и девелоперов Александр Шарапов назвал лучшей инвестицией для сохранения сбережений на пенсии… недвижимость. Позволим себе не согласиться с Александром Олеговичем. Лучшая инвестиция для благополучной и зажиточной жизни на пенсии – это приобретение нефтяной вышки где-нибудь в Саудовской Аравии. Или, на крайний случай, отеля на французском Лазурном побережье. Эти вложения гораздо выгоднее покупки недвижимости в России и способны принести куда больший доход.
«Копи пенсию смолоду, а то сдохнешь с голоду»
Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Господа вроде Шарапова полностью оторвались от действительности и даже в теории не представляют, как живут наши пенсионеры и люди предпенсионного возраста. По данным исследования СК «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие», 64% граждан России не имеют вообще никаких сбережений и, по сути, перебиваются от зарплаты до зарплаты. Имеют накопления 36,4%, но подавляющее большинство растратит их в случае потери регулярного ежемесячного заработка за срок до полугода (таких оказалось 66,2% от тех, кто имеет хоть какие-то сбережения). Подчеркнём: речь о всём населении, а не только о вышедших на пенсию.
И такая ситуация сложилась отнюдь не из-за отсутствия у населения финансовой грамотности, как нам об этом рассказывают расплодившиеся на просторах интернета ведущие семинаров «личностного роста». Проблема в том, что реальные доходы населения до сих пор так и не восстановились до уровня хотя бы 2013 года. Какие инвестиции в движимость или недвижимость могут быть, если цены растут, а реальные доходы – нет? Вопрос в пустоту.
Пенсионеры, по понятным причинам, живут ещё хуже, чем люди трудоспособного возраста. Их не так охотно берут на работу, они вынуждены тратиться на дорогие лекарства, зачастую даже помогать нерадивым детям из своей более чем скромной пенсии (средний размер пенсионных выплат в России – в пределах 16 тысяч рублей). А от системных либералов нашим бабушкам и дедушкам ежегодно прилетают всё новые подарки, такие как заморозка индексации пенсий работающим пенсионерам.
Увы, приходится признать, что отечественная пенсионная система, мягко говоря, несовершенная, устаревшая и ведёт нас прямиком в тупик. И при этом корни нынешних проблем с пенсионерами даже глубже, чем можно себе представить.
Безусловно, либеральная социально-экономическая политика 1990-х – это преступление, коему нет приличного названия. Люди, её проводившие, обязаны сидеть на скамье подсудимых за преступления против «не вписавшихся в рынок». Но мину замедленного действия под лиц пенсионного возраста заложили ещё в советское время.
Корень всех бед – развал семьи
Следует понимать: главная проблема в данном разрезе – демографическая. Почему сегодняшняя слегка подрихтованная советская система пенсий обязательно рухнет? Потому что в ней заложено противоречие – число стариков увеличивается на фоне повышения общей продолжительности жизни, а рождаемость находится на совершенно неприемлемом уровне, не обеспечивающем воспроизводство населения (суммарный коэффициент рождаемости в России сейчас – 1,5 ребёнка на одну женщину при необходимом минимуме 2,1).
Можно долго рассуждать на тему того, почему так произошло, изыскивать аргументы экономического характера, но всё же нельзя обойти главную проблему – развала традиционной модели семьи. Коммунисты, едва пришли к власти, начали демонтаж «патриархальных устоев» русского общества. Суммарный коэффициент рождаемости в 1927 году в России составлял 6,65 ребёнка на женщину, в 1991 году – 1,73 (ниже порога 2,1 опустились ещё в 1967 году). Во многом это стало последствием навязывания нашим людям иной модели поведения, в рамках которой рождение детей – «право, но не обязанность».
В 1920 году РСФСР стала первой страной в мире, разрешившей аборты, – легализовала детоубийство. При Сталине их вновь запретили, однако уже при Хрущёве вернули. В 1957 году в РСФСР родились на свет 2,88 миллиона человек, а убито в результате абортов – 3,4 миллиона, на 16% больше. Всего в 1957–1991 гг. собственными матерями было убито, только по официальным данным Министерства здравоохранения, 160 миллионов (!) детей. Исходя из этой цифры, при желании можно высчитать, сколько бы сейчас жило в России людей, если бы не детоубийство, – в несколько раз больше, чем сегодня.
Что с того?
Именно разрушение основ русской семьи привело нас к катастрофическому демографическому перекосу, который не позволяет в рамках нынешней пенсионной системы обеспечить достойные выплаты по старости. Ломать не строить. Восстанавливать традиционные устои – дело крайне сложное, однако у нашего народа нет другого выхода. Иные инструменты воздействия на демографию могут лишь временно приостановить темпы сокращения населения, но не спасут от падения в пропасть.