Пришла зима – готовься к испытаниям: для городских коммунальных служб это аксиома, поскольку на снегопады российская погода не скупится. За считанные часы может выпасть столько осадков, что возникает реальная угроза транспортного коллапса, не говоря уже о существенно затрудненном пешеходном движении.
Редкий холодный сезон обходится без «авральных» дней, когда уборка и утилизация снега в Москве ведется с максимальной интенсивностью. Достаточно вспомнить, как в феврале 2021 года сплошные сугробы по колено намело за субботу-воскресенье; даже метеорологи разводили руками – подобного еще не случалось! Но коммунальщики с честью разрешили ситуацию; так, на 14-ти снегосплавных площадках «Мосводостока» плавление снега не прекращалось ни на секунду, утилизировалось свыше 41 000 м3 в сутки.
А как за границей?
Задачу уборки снега в мегаполисах вынуждена решать не только Россия, этим озабочены десятки государств. В Северной Америке уже полсотни лет, как действуют оснащенные фильтрующим оборудованием снегоплавильни: очищенную воду можно сливать прямо в канализационную систему, вреда не будет. Эту технологию используют и Соединенные Штаты, и соседняя Канада; надо отметить, что именно канадцы стали пионерами в организации передвижных снегосплавных пунктов (ССП). В суровой Скандинавии решили, что плавление всего выпадающего снега – слишком затратное занятие, а потому убирают лишь верхний слой, остаток же пересыпают гравием и укатывают; зимой колеса автомобилей не скользят, весной снег тает сам по себе, а гравий собирают и увозят на хранение до будущего года.
В Исландии пошли по пути двойной пользы – вода из природных гейзеров, подающаяся для отопления жилых районов, попутно греет автотрассы и тротуары; правда, для этого приходится прокладывать коммуникации под дорогами или наоборот, размещать трассы над уже имеющимися трубопроводами. Близ некоторых городов Японии (например, Саппоро) тоже есть геотермальные источники, а там, где их не имеется, подогрев особо важных транспортных зон создается искусственно.
Что важней в Москве: уборка снега или плавление
Но вернемся к отечественным реалиям. Как и во всей России, утилизации снега в Москве в советский и переходный периоды осуществлялась самым примитивным способом: собрать с дорог и увезти к ближайшей реке. Надо ли объяснять, что уже в 2000-х годах стало очевидно: такой способ безвозвратно разрушает экологический баланс? Одно дело загородные талые ручьи или дождевые воды, и совсем другое – грязные куски льда и «каша» с городских улиц, в которой смешаны песок, сажа, бензин, моторные масла, соль, антигололедные реагенты и масса других техногенных добавок. Так что в целях безопасности окружающей среды сброс «снежных отходов» в реки прекратили, перейдя на плавление и фильтрацию снега на специальных площадках.
Казалось бы, зимний камень преткновения для огромной (2500 км2), плотно застроенной, кишащей автомобилями Москвы – это именно своевременная уборка снега с магистралей. Но нет, прошлый сезон позволил убедиться, что снегоуборочным службам и снегоплавильням не страшны даже катастрофические снегопады. Так что в холодный сезон наибольшее внимание уделяется другому направлению: освоению и внедрению в практику экологически безопасных снегоутилизационных технологий.
Как плавится снег
Повторим, площадь Москвы огромна, а потому сбором, вывозом и утилизацией снега занимается далеко не одна организация. На финише снежную эстафету принимают два основных оператора: «Мосводосток» (14 снегоплавилен) и «Мосводоканал» (35 снегоплавилен). Расскажем о работе каждой из этих организаций немного подробнее.
Итак, «Мосводоканал». Его хозяйство – канализационные сети столицы, именно над ними выстроены ССП. Средние значения температуры внутри коллекторов за год составляют +18-20оС. Это бесплатное тепло используется в работе снегосплавных площадок, а очистные сооружения, на которые попадают все бытовые стоки, фильтруют заодно и талую воду.
Теперь «Мосводосток». Система отведения дождевых вод изолирована от московской канализации, так что на «соседские» тепловые ресурсы рассчитывать не приходится. Надо искать другие источники – и подходить к вопросу вдумчиво и рационально, чтобы даже при тех объемах снега, что проходят через ССП «Мосводостока» за зиму, убытков не понесли ни бюджет, ни экология города. Оптимальный вариант один: вторичные ресурсы, но их виды и способы использования могут быть самыми разными.
На вооружении «Мосводостока» четыре методики. Плавление снега на площадках, расположенных возле подземных рек с температурой воды от +6оС и устройство снегоплавилен рядом с ТЭЦ (отработанная вода здесь нагрета до +28оС, не меньше) – это способы раз и два, аналогичные технологиям «Мосводоканала». Тепловая энергия в обоих случаях практически бесплатная, дополнительной нагрузки на экологию мегаполиса нет. Третий способ строится на том факте, что «обратка» в городских отопительных сетях тоже достаточно теплая, чтобы обогревать снегоплавильные камеры, достаточно расположить их вплотную к коммуникациям. Опять же, дешево и экологично. Обратите внимание, что ни один из трех вариантов не предполагает сжигания топлива с выбросом продуктов горения в воздух!
А чтобы талая вода поступала в систему водоотведения уже очищенной, прямо на ССП осуществляется ее фильтрация. Плотный снег и лед перемалывают дробилки, тяжелый мусор отсеивается в снегоприемниках и камерах-«песколовках» (да-да, именно так они и называются!), скапливающийся осадок убирается грейферами и насосами. И только после всех вышеперечисленных процедур талые воды уходят в сток и далее, на очистные сооружения.
Снегосплавные пункты «Мосводостока» рассредоточены по всей столице, иногда вторичных и рециркулируемых тепловых ресурсов в пределах досягаемости нет. Тогда тепло в снегоплавильни подается с генераторов на дизельном топливе, но это действительно редкие отдельные случаи, необходимые для бесперебойного вывоза снега с улиц Москвы.