А я помню такую байку, когда я еще был школьником и студентом: типа можно включить на магнитофоне запись лекции (или чтобы кто-то тебе ее читал вслух) и лечь спать. Просыпаешься, вуаля, и ты все запомнил и все знаешь. Мол когда ты спишь мозг расслаблен и он очень хорошо воспринимает информацию, да плюс ко всему ты еще сам отдыхаешь.
Есть ли в этом какое то научное зерно?
Термин «гипнопедия» происходит из древнегреческого языка и обозначает обучение во сне. Это специальная методика, которая, по мнению некоторых ученых, позволяет мозгу воспринимать, анализировать, запоминать и воспроизводить информацию во время сна. При этом ее подача происходит в звуковом формате. Данным методом люди пытались пользоваться с давних времен.
В классической науке активно применять гипнопедию начали в 20-м веке. В разное время ученые проводили десятки экспериментов с целью изучения этого явления и его эффективности. Результаты оказались спорными. Одни исследователи отказывались признавать обучение во сне, другие – доказывали, что мозг реагирует на внешние раздражители и может их анализировать.
Наиболее результативными оказались исследования Чарльза Саймона и Уильяма Эммонса, которые в 1956 году провели ряд экспериментов с применением электроэнцефалографии. Они следили за ритмами головного мозга и установили, что новая информация им не усваивается, так как участники экспериментов не могли воспроизвести ее после пробуждения.
Исключение составили только те случаи, когда электроэнцефалограф регистрировал альфа-ритмы головного мозга – частоты от 8 до 14 Гц. Однако такой ритм характерен для состояния спокойного бодрствования, например, когда человек находится в темном помещении с закрытыми глазами. Так что, фактически он не спит.
Интересный факт: во время сна наш мозг продолжает работать. Считается, что он реагирует на разные звуковые раздражители, способен анализировать их. Например, звук собственного имени заставляет человека проснуться быстрее, когда другой шум остается незамеченным.
Из-за исследований Эммонса и Саймона интерес к гипнопедии угас. Такой метод обучения посчитали бесполезным и невозможным. Но в 21-м веке ученые снова начали активно изучать этот вопрос, так как наука существенно продвинулась в области работы мозга, цикличности сна и т.д.
Интересные результаты получены исследователями Института имени Вейцмана в 2012 г. Эффективность обучения во сне остается мало изученным вопросом. Однако опытным путем удалось выяснить, что у спящего человека могут формироваться условные рефлексы. Нюхательная реакция относится к категории невербальных. Ощущая приятный запах, мы обычно принюхиваемся сильнее. Неприятный запах заставляет органы нюха снизить активность. Так, испытуемым во время сна подавались разные запахи, сопровождающиеся определенными звуками. Чувствуя приятный аромат, человек начинал дышать глубже и наоборот.
Эксперимент проводился несколько раз. Вскоре для изменения дыхания достаточно было лишь услышать тот самый звук. Причем такая реакция сохранялась даже в режиме бодрствования.
В 2018 году в журнале Scientific Reports было опубликовано исследование, подробно опровергающее возможность обучения во сне. Как утверждают ученые, наш мозг функционирует совсем иначе, когда мы погружены в сон. Более того, его когнитивные способности сильно ограничены в этот момент.
У 26 человек, принявших участие в исследовании, при помощи магнитоэнцефалографии наблюдали за активностью мозга в двух состояниях: когда они бодрствуют и в фазе быстрого сна. Им давали послушать наборы из трех связанных звуков.
Ученым удалось установить, что люди не смогли вспомнить логическую связь между звуками, услышанными во сне (то есть выделить, из какой группы они были). Иными словами, мозг может воспринимать и записывать информацию, полученную, пока субъект спит, но логические функции в этот момент отключены.