Как-то мы с вами выясняли, Зачем дальнобойщики вставляют пустые бутылки в колеса прицепа фуры?. А теперь вот такие железяки.
Между колес некоторых грузовых автомобилей можно увидеть достаточно странное металлическое приспособление, которое напоминает не то маленькое колесико, не то барабан, не то вообще какую-то шестеренку.
Для чего оно нужно и какие функции выполняет?
Как уже можно было догадаться, загадочное приспособление называется «медведка». Вот только такое прозвище ему дали в народе в водительской среде. Правильно странная штуковина называется «привод Робсона». Применяется медведка главным образом на тех магистральных тягачах и грузовиках, которые не используют колесную формулу с задним и средним (если он есть) ведущими мостами, а используют колесную формулу только со средним ведущим мостом. Такое «странное» на первый взгляд техническое решение применятся производителями грузовиков для их удешевления.
Проблема заключается в том, что машины только со средним ведущим мостом значительно теряют в проходимости. В первую очередь разница заметна на бездорожье. Однако, проблемы у грузовика могут появляться и на «цивилизованной» дороге, например, в зимнее время при высоком уровне снега. И здесь-то на помощь дешевым грузовикам и приходит наш сегодняшний герой – привод Робсона. Ставится такой в количестве одной штуки с каждой стороны машины. Все, что делает специальное колесико – осуществляет передачу крутящего момента от колеса к колесу. Таким образом медведка заметно повышает ходовые качества машины.
Ошибкой было бы думать, что привод Робсона создавался специально для бюджетных грузовиков. На самом деле первоначально у него было военное применение. Делали его для повышения проходимости армейских грузовиков и вездеходов. Долгое время медведка использовалась только в армии, а также в сфере спасательных, научных и разведывательно-геологических работ.
Действительно широкого распространения среди гражданских грузовиков данное устройство так и не получило по той простой причине, что оно им не нужно. Львиная доля коммерческих грузовых машин на сегодняшний день все еще оснащается блокировками дифференциала и мостов, выполняющими, по сути, те же функции.