На F-35 от Lockheed Martin сегодня возлагают большие надежды в США, считая его в будущем основной силой тактической ударной авиации в мире. Однако далеко не каждая страна сегодня захочет приобрести дорогой истребитель пятого поколения в условиях конкуренции с отечественным Су-35, — считают западные эксперты.
По мнению военного обозревателя TNI Дэйва Маджумдара, стоит более внимательно отнестись к технической «начинке» F-35, чтобы увидеть его явные недостатки в сравнении другими западными истребителями и российскими конкурентами. Эксперт отмечает, что сегодня большей маневренностью обладает «Рапторы» и F-16. В случае полноценного воздушного соперничества с более продвинутыми машинами пилоту F-35 придётся больше полагаться на собственный боевой опыт и навыки управления, так как специфика вооружения истребителя делает ближний бой очень рискованным. Самооборона машины усовершенствована, но по сути F-35 был и остаётся бомбардировщиком.
Командующие воздушными силами, по мнению аналитика, оказываются в непростом положении – они не могут рассчитывать на воздушное превосходство, добытое исключительно силами F-35. Но в перспективе у них просто не остается другого выхода, так как «Рапторов» в США сегодня не хватает, а число F-15C было сокращено. Вероятно, что такие большие ожидания эффективности F-35 связаны с принципами воздушной обороны большинства государств, где безопасность стараются обеспечить за счет наземных систем противовоздушной обороны.
По мнению обозревателя TNI, сейчас Россия не будет спешить вооружаться моделями пятого поколения, а сделает ставку на вариации Су-27, а самой совершенной из них на данный момент является Су-35, отличающийся современными внутренними электронными системами, модернизированными двигателями и планером. Вероятно, что эти преимущества при вооружении учтут многие страны. Эксперт не исключает, что по такому пути пойдёт и Китай.
Обозреватель предлагает рассмотреть варианты в ситуации, когда в воздухе состоится встреча «четвёрок» истребителей Су-35 и F-35:
«Скорее всего, американские летчики сменят курс и вызовут самолеты F-22 Raptor и F-15C, которые как раз и предназначены для завоевания превосходства в воздухе. А F-35 радостно полетят дальше — выполнять поставленные им задачи».
констатирует аналитик TNI.
Однако в случае, если вызвать подмогу нельзя, то пилоты F-35 попадают в непростую ситуацию. Недостатки скорости и высотности, уменьшенный боекомплект ракет «воздух-воздух» заставляют лётчиков рассчитывать больше не на боевые возможности их машин, а на малозаметность. Им придётся максимально использовать системы обнаружения и маскировки. Основной их тактикой станут попытки нанести удар, находясь за пределами видимости противника, избегая визуального контакта, который грозит боевыми потерями.