Газета New York Times опубликовала подробное расследование про то, как с 2014 года американские беспилотники убивали на Ближнем Востоке сотнями и тысячами невинных людей вместо террористов.
Ещё очень свежо в памяти позорное бегство американцев из Кабула, вся безобразная хаотичность которого просто шокировали мир. Но даже на этом фоне яркой вспышкой сумело прогреметь ещё одно событие: убийство «террориста ИГИЛ» (организация запрещена в Российской Федерации) ударом с беспилотника – и тот внезапный факт, что убитый был никаким не террористом, а мирным жителем. В багажнике машины Земари Ахмади была не взрывчатка, а канистры с водой, а его «подозрительные перемещения по городу» оказались рутинным ежедневным маршрутом. Правда, всё это выяснилось слишком поздно, а 29 августа ракета с американского дрона разнесла в клочья Ахмади и троих его маленьких детей. И троих его детей, да…
Ложь Пентагона в начале сентября быстро вскрыли журналисты влиятельной американской газеты New York Times – но тогда ещё не было известно, что они копают эту тему – тему бессудных и безответственных убийств с помощью дронов по всем миру – уже давно и всерьёз. И что вскоре выйдет большое расследование – результат их упорных трудов. И вот оно вышло, это расследование. И оно – потрясает!
Даже если не читать сам огромный лонгрид с кровавыми подробностями, а просто привести цифры, то и этого хватит, чтобы, простите, офигеть: с 2014 года в Сирии, Ираке и Афганистане американцы убили 1417 «не тех» людей. Мирных жителей. Простых крестьян и горожан. Вот так – ни за что, ни про что. «Вы проходите как сопутствующий ущерб». При этом в 99% никаких расследований ошибок не велось, никто не нёс ответственности и вообще – «ошибочка, дело житейское».
Но когда углубляешься в фактуру, вот где начинается мгла ада! Например, Мосул, 17 марта 2017 года – целясь по «двум снайперам», американцы уничтожили 103 мирных жителя массированным авиаударом. 103 человека за раз! Просто потому, что они были «не в том районе». Были ли в итоге уничтожены те самые снайперы – история умалчивает. Может, их вообще не существовало…
6 января 2017 года, Мосул – 16 человек убиты, не успев проснуться, в собственном доме. Здание, в котором предположительно были террористы, стояло по соседству и осталось нетронутым. Высокоточные удары – такие высокоточные!
Июля 2016, Тохар, Сирия – вследствие активных боевых действий в населённом пункте, местные жители покинули его и спрятались на окраине в нескольких заброшенных домах. Воздушная разведка, ничтоже сумняшеся, приняли их за крупные силы террористов и дала добро на удар по району. 120 жертв. Ни одного террориста.
И так далее, и так далее. Количество людей, которые пострадали просто потому что были излишне близко к местам авиаударов, вообще не поддаётся учёту. Раненые осколками, обожённые, контуженные – это всё «сопутствующие жертвы». Видимо, их надо утешать эпичной фразой времён Вьетнамской войны: «Иногда надо уничтожить город, чтобы спасти его». Вас же просто хотели спасти – ну и немножко пришлось уничтожить.
Журналисты проделали очень дотошную работу – они не только ознакомились с сотнями секретных документов, но и посетили все ближневосточные страны, где общались с выжившими жертвами. Это позволило пролить свет на те причины, которые привели к такому бесконечному кровавому кошмару.
Итак, почему всё так происходило раз за разом?
Причин много. Главные из них: априорная виновность, «презумпция виновности» всех местных жителей. Пример в начале этого текста напоминает, как это выглядит на практике: человек загрузил в багажник какие-то канистры – и этого оказалось достаточно для смертного приговора. «Подозрительные мотоциклисты», «странные перемещения», «непонятные предметы» – в любых двусмысленных случаях предпочитали всегда решать вопрос в сторону виновности. Принцип «пусть лучше виновные уйдут от ответственности, лишь бы не пострадали невиновные» тут был вывернут на 180 градусов – лучше уничтожить десять (сто!) невиновных, лишь бы не ушёл хотя бы один гипотетический террорист. Старая добрая ковровая бомбардировка – культурный код не пропьёшь!
Но зачастую причиной смертей было банальное наплевательство: предварительная оценка ситуации длилась считанные секунды и была чисто формальной. Например, игнорировалось возможное присутствие «мирняка» под большими полотняными навесами, которые в тех жарких местах вешают для защиты от жары где только можно. «Раз мы их не видим, значит – там никого нет».
И, наконец, ещё один выразительнейший момент: расследователи обратили внимание на психологию операторов дронов – на её специфические особенности. Все, как один, в этих командах пользовались геймерским жаргоном, которым гипнотизировали сами себя: это понарошку, это не живые люди, мы просто развлекаемся, ничего страшного. Нет ни ошибок, ни ответственности, это просто-напросто картинка на экране. Мы не убиваем, а просто кликаем мышкой. Конечно, так дело шло очень бодро!
Что же касается ответственности за смерти невиновных людей, то Пентагон стремился делать всё, чтобы уверить себя, будто всё нормально. Видео, которые должны были показать наличие или отсутствие тел убитых, снимались нарочно слишком коротко и слишком далеко. Но когда всё-таки «замести под коврик» скандал не удавалось, армейские чины отвечали в следующем духе: «Честная ошибка, связанная с нанесением удара с использованием наилучшей доступной информации и в соответствии с требованиями миссии, которая приводит к жертвам среди гражданского населения, сама по себе не является причиной для дисциплинарных мер в соответствии с законом о вооруженных конфликтах». Короче, трупы есть, но никто не виноват. «Честная ошибка». Которая раз за разом повторялись.
Итак, какие из всего этого можно сделать выводы, выходящие за рамки собственно моральной оценки того нецензурного синонима слова «кошмар», о котором мы узнали? Есть как минимум два важных итога.
Первый: это не новость, но ещё одно ярчайшее напоминание о том, что Вашингтон и Пентагон ВСЕГДА врут. Врут про безопасность, точечность, «хирургические операции», суперсовременную войну с минимумом жертв, поражение только реальных комбатантов и так далее. Всё это оказалось бесконечной и беззастенчивой брехёй! Но… но если они врали так долго и так нагло в этом случае, то какие же есть основания верить «западным партнёрам» в их уверениях, что «НАТО не угрожает России», что приближение иностранных военных баз к российским границам – вещь для нас абсолютно безопасная, что расширение сферы американского военного влияния никого не должно волновать. А вот, знаете ли, очень волнует – особенно после таких мега-скандалов!
Второй: а может быть, всё ещё запущеннее?.. И «это хуже, чем преступление – это ошибка»? В том плане, что «они там» иначе и не умеют? Криво определяют цели, косо наводят ракеты, тупо выбирают район действий – и в итоге всё суммируется в максимум лишних смертей и минимум необходимых. А это ставит под вопрос вообще всю легенду про суперэффективность беспилотников как высокоточного оружия и американцев как его могущественных и грозных повелителей. «Повелители молний» оказались косорукими неумехами, которые даже в условиях абсолютно «тепличных», без малейшего противодействия, оказались неспособны на реально продуктивные действия против слабого врага. Бросаться гранатами и обезьяна может – но толку-то? А это, в свою очередь, выводит нас на следующий момент: а так ли правы те, кто сейчас паникует о том, что обострившееся дипломатическое противостояние России и США не дай Бог может перейти в военную плоскость – и тогда России вот прям немедленный конец. Серьёзно? Вы уверены – после такого? Да они там как бы сами себя не поубивали…