Президент Украины Владимир Зеленский ввел санкции против трех медиакомпаний из-за угрозы национальной безопасности.
Под ограничительные меры попали компании «Медиахолдинг новости», «Тайм медиа» и «Телепространство», им грозит блокировка активов, ограничение торговых операций, приостановка экономических и финансовых операций, аннулирование лицензий и других разрешений в течение пяти лет.
Попавшим под санкции медиакомпаниям принадлежат телеканалы «112 Украина», NewsOne, ZIK, «Перший независимый» и UkrLive, которые являются оппозиционными и связаны с председателем политсовета украинской партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктором Медведчуком.
Политический обозреватель Юлия Витязева прокомментировала для «Журналистской правды», чего опасается Зеленский и какую информацию хочет скрыть за санкциями.
«Как любой диктатор Зеленский опасается свободы слова. Он боится критики, поэтому вводит цензуру. Я считаю, что его нынешнее решение о санкциях против СМИ прекрасно, потому что оно демонстрирует очередное, вывернутое наизнанку предвыборное обещание. Зеленский превращается в Порошенко, который готов всем позакрывать рты, чтобы не слышать о себе ничего плохого.
Но Зеленский не может запретить людям думать и обсуждать свои мысли на кухне. Украинский президент как сеньор Помидор из известной сказки про Чиполлино, который вводит налоги на всё, что угодно, запрещает свободу слова и берет под свой контроль, как ему, кажется все медиасистемы. Раньше говорили, кто владеет информацией, тот управляет миром, а сейчас управляет тот, кто контролирует информацию. Но мир глобален, и Зеленский не может зайти в каждый аккаунт украинца во всех социальных сетях. Сила действия рождает силу противодействия, поэтому в данной ситуации ничего хорошего для самого Зеленского ждать не приходится. Чем больше он закручивает гайки, тем сильнее в народе будет нарастать протест. Дело даже не в России, а во внутреннем обострении на Украине, которое в конечном итоге выльется во что-то нехорошее.
Западным странам сейчас не до свободы слова на Украине, они заняты закрытием «Мемориала» (признан иноагентом и ликвидирован по решению суда) в России. Тем более европейские политики всегда считали, что закрытие «Мемориала» в России – это цензура, даже диктатура, а закрытие телеканалов на Украине – забота о национальной безопасности. Доказать им что-либо невозможно, поэтому Зеленский чувствует себя совершенно безнаказанным. Но рано или поздно эта пружинка разожмется и произойдет такой ба-бах, что мало никому не покажется.
Слишком много безнаказанности и вседозволенности, конечно, быть не должно, но откровенное закручивание гаек на ровном месте тоже ни к чему хорошему не приведет. Причем, как я поняла, канал Порошенко под прямое действие санкций не попал, здесь мы видим несколько избирательный метод ограничений.
Все санкции Зеленского против СМИ объясняются угрозами национальной безопасности, больше всего которой угрожает сам Зеленский и его компания. Конечно, Украине выгодно кричать, что Россия вот-вот нападет, потому что ничто так не сплачивает народ как ожидание войны и страх. Но в этой ситуации, мне кажется, очевидно, что Россия нападать не собирается. А вот спекулировать на этой теме для Украины очень выгодно, чтобы закрыть рты людям. Если украинцев всё устраивает, то пусть молча сидят и терпят. Но тогда и нам не нужно указывать, как себя вести и что делать».