Глава департамента денежно-кредитной политики Центробанка Кирилл Тремасов предупредил о возможном перегреве российской экономики.
В интервью YouTube-каналу Bitkogan представитель ЦБ сообщил, что перегрев может произойти из-за состояния рынка труда:
«Скорее всего, мы уже находимся выше своих потенциальных возможностей. Выше той траектории наших потенциальных возможностей. И рынок труда – это вот как раз ключевое ограничение долгосрочного роста.
Без повышения производительности, чего сложно добиться без конкуренции, экономика вряд ли сможет устойчиво развиваться высокими темпами в долгосрочном периоде».
Кандидат экономических наук Александр Дудчак объяснил «Журналистской правде», как избежать перегрева российской экономики.
«Представитель Центробанка таким образом оправдывает деятельность ЦБ, которая вызывает, мягко говоря, удивление. Говорить о перегреве экономики сейчас, по крайней мере, странно. О каком перегреве можно говорить, когда кредитование российской экономики в нынешних условиях просто невозможно? При ключевой ставке, когда кредиты для бизнеса больше 10%, о каком кредитовании может идти речь? А без кредитов развитие экономики невозможно. Если сравнить нашу ставку с учетной ставкой США, которая составляет 0,32%, или Европы – 0,5%, то говорить о конкурентных преимуществах для российского бизнеса не приходится. Методы ЦБ приводят к совершенно обратному эффекту: повышение стоимости кредитов снижает объемы выпуска продукции, что приводит к росту цен и увеличению инфляции.
Безработица на самом низком уровне за счет того, что у нас резко выросло число так называемых самозанятых. Это не борьба с безработицей и не новые рабочие места. Людей переводят на самозанятых для того, чтобы предприятиям не платить отчисления в Пенсионный фонд и другие налоги. Это перекладывается на плечи работников, но при нынешних зарплате и уровне цен никто из людей, получающих зарплату как самозанятый, не может откладывать себе средства для пенсии, потому что в конце денег остается еще очень много месяца, а не наоборот.
При нынешней загрузке 30% мощностей в России остаются незагруженными. Говорить о том, что нужно повышать производительность труда – довольно традиционная мантра. Но почему никто не говорит, что при этом эксплуатация российской рабочей силы одна из самых больших в мире, выше, чем в Китае и в других странах Юго-Восточной Азии? На единицу оплаты труда в России выпускается больше продукции, чем в других странах.
Отчисления в Фонд национального благосостояния зашкаливают, потому что мы все находимся в ожидании черного дня. Но лучше было бы инвестировать в развитие новых технологий, в науку (сейчас это пытаются делать, но точечно). К черному дню можно готовиться, но не кубышку в долларах складывать. Мы наполняем наши запасы валютой, будущее которой туманно, потому что инфляция в промышленности США больше 20%. А еще Центробанк заявляет, что Россию не интересуют запасы в золоте, которое мы продаем за рубеж.
Для того, чтобы избежать повышения ключевой ставки, нужно чтобы рубль стал инвестиционной валютой, должны прекратиться его колебания. При этом цена на нефть слабо влияет на рубль, хоть у нас и любят говорить об этом. При любом изменении цены на нефть, в конечном итоге, растет курс доллара по отношению к рублю. Был такой короткий промежуток времени, когда нефть падала ниже нуля, рубль подешевел, затем нефть в цене выросла, но курс рубля не вернулся к предыдущим значениям, которые были до падения цены на нефть, и при нынешнем росте не отыгрывает назад.
Мы по-прежнему, как бы там ни было, действуем по правилам Международного валютного фонда. Они нам навязаны, а те же Соединенные Штаты этими правилами вовсе не руководствуются. Глава нашего ЦБ регулярно получает грамоты от МВФ как лучший глава Центрального банка в мире. Нужно ограничить вывоз капитала и держать рубль стабильным. У нас до сих пор наблюдается колоссальный отток капитала. Причем чем выше цена на нефть, тем выше отток капитала. Но это можно остановить.
Российские банки занимаются спекуляцией, даже те, которые мы считаем государственными. Они спекулируют на курсе валют, что приносит гораздо больше прибыли, чем инвестиции в реальный сектор экономики, инфраструктуру и пр.
Если бы курс был стабильным, то люди принесли бы больше денег на депозиты. Какие депозиты сегодня могут заинтересовать граждан, даже с учетом повышенной ключевой ставки, если все понимают, что можно просто купить доллары, которые потом все равно станут дороже. И разница превысит ожидания от вкладов.
Мы завязаны на зарубежные рейтинги оценки деятельности, потому что крупные производители кредитуются за рубежом под более низкие проценты. О какой экономической независимости можно говорить в таких условиях? Хотя все возможности для экономического роста в стране есть. Думающие и переживающие за страну экономисты заявляют о том, что можно достичь роста экономики в 8% уже сейчас».