«Боялись выполнять приказ»
Сейчас для стабилизации ситуации в Казахстане на помощь местным силовикам и военным отправлены воинские контингенты из стран–участниц организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – Армении, Белоруссии, России и Таджикистана. Однако здесь возникает вопрос: почему казахские силовики не смогли справится с протестующими сами? Судя по поступающим с места события видео, вели они себя не слишком геройски. На кадрах видно, как легко их разоружают, кладут на землю, забирают форму… В чем дело? Не было команды стрелять? Или казахские силовики настолько слабо подготовлены, что не способны сопротивляться даже безоружной толпе?
Судя по поступающим с места события видео, казахские военные и полицейские вели себя не слишком геройски. На кадрах видно, как легко их разоружают, кладут на землю, забирают форму… В чем дело? Не было команды стрелять? Или казахские силовики настолько слабо подготовлены, что не способны сопротивляться даже безоружной толпе?
— Как правило одной причины для объяснения такого поведения не бывает, — считает Алексей Филатов. – Причин всегда несколько. Во-первых, из всех тех сообщений и кадров видео, которые приходят сейчас из Казахстана, можно понять, что сами казахские власти оказались не готовы к тому, что у них в стране имеется сила, которая настолько хорошо организована и способна скоординированно противостоять силовым структурам. А раз они этого не видели и не понимали, то и не были готовы как-то ей противодействовать.
По словам Алексея Филатова, перед военнослужащим всегда стоит вопрос: должен ли он выполнять преступный приказ или не должен?
— Лично моя точка зрения: преступных приказов не бывает, — уверенно заявляет эксперт. – Если человек в форме получает приказ, он обязан его выполнить. Отвечать за выполнение такого приказ будет тот, кто его отдал. И сейчас в Казахстане большая часть силовиков приказы выполняет: они обезвреживают мины, находят взрывчатку, схроны с оружием – что, кстати говорит о том, что эта ситуация у них там была подготовлена. Не знаю откуда: извне, или изнутри – в этом пусть политики разбираются. Но с чем у них там сейчас столкнулись силовики? С тем же самым, с чем когда-то столкнулись мы у себя в стране, а потом это же произошло на Украине.
Филатов напомнил, что в 1995-м году в Будённовске у нас не было такого человека, который бы сказал: ребята я беру всю ответственность за смерть в том числе гражданских людей на себя. Делайте свою работу до конца.
-Такого лидера в то время не нашлось, — вспоминает эксперт, — поэтому мы впоследствии получили то, что получили: и вторую чеченскую компанию, и Норд-Ост, и Беслан, взорванные самолёты и дома… То же самое потом мы увидели и на Украине, когда Януковичу не хватило «стержня», чтобы во время Майдана сказать: действуйте ребята! Ответственность за всю ситуацию я беру на себя.
В Казахстане, считает Филатов, в первый момент тоже было не понятно: если в стране такой лидер, который возьмёт ответственность за свой приказ стрелять?
— Многие решили: вот, дескать, сейчас сменится правительство, цены на газ опустятся, поменяют руководителя Совбеза и протесты сразу закончатся. А нет! Оказывается, там были готовы силы, которые увидели, что разгорается пламя и начали подбрасывать туда дровишки.
Был и другой момент: я уверен, что казахские силовики иногда складывали оружие потому, что просто боялись выполнять приказ, который отдавался сверху. Многие из них живут в тех же населённых пунктах, откуда те самые люди, что участвуют в беспорядках. В такой ситуации очень сложно против них применить оружие. Силовики не понимают, как потом глядеть в глаза соседям? Что с ними будет завтра, если власть перейдёт к какому-то другому лидеру? А если новый руководитель приказ своего предшественника посчитает преступным?
И тогда некоторые из силовиков для себя принимают решение не выполнять приказ, не выполнять свою присягу и складывают оружие. Ну и дальше уж как повезёт. Думаю, это одна из причин по которой президент Казахстана обратился за помощью к ОДКБ.