Гравюра Яна Колларта II «Охота на крокодилов», 1596 год.
В интернете ходит популярная история о том, как на территории современной Белоруссии и России в конце XIX века жили крокодилы. Однако почему то эти пресмыкающиеся сейчас исчезли с этой территории.
Приводят даже исторические свидетельства их существования…
В 1549 году, то есть 465 лет назад, опубликованы «Записки о Московии». Обширный труд на латинском языке содержал первые подробные сведения о славянских землях, тщательно собранные знаменитым австрийским путешественником и дипломатом Сигизмундом Герберштейном.
В основе книги лежал дипломатический отчёт о состоянии Московского царства XVI века, перевод на латинский язык древнерусских летописей, а также этнографическое описание Московии и окружающих ее земель. Изучая уникальный документ, современные историки неожиданно обнаружили упоминание о крокодилах, обитавших на территории как Беларуси, так и средней полосы России. То есть не по частным зоопаркам, а именно массово.
Лубок «Баба Яга едет побеждать крокодила» из коллекции Д. Равинского
Аллигаторы минских болот
Во время путешествия в Московию через Великое княжество Литовское Герберштейн с удивлением отмечал, что белорусы в качестве божественных покровителей своих домов содержат странных змей с четырьмя ногами, черным и жирным телом, около трех пядей (45–60 см) в длину. Проезжая северные области современной Беларуси, дипломат в недоумении записал в походном дневнике:
«Эта область изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много язычников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами наподобие ящериц, с черным жирным телом. Люди с каким-то страхом благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище…».
Может, путешественник ошибся, приняв за крокодила или ящера крупную ящерицу? Увы, заподозрить Герберштейна в ошибке или сознательном искажении фактов нельзя, поскольку он не единственный из иностранных путешественников, кто своими глазами видел крокодилов.
Спустя более полувека английский дипломат, управляющий конторой Московской компании Джером Горсей, оставивший несколько мемуаров о жизни в Московии, на границе между Польшей и современной Беларусью на берегу реки увидел мёртвого «коркодила». Поскольку чудовище не подавало признаков жизни и очевидно было неопасно, путешественник приказал слугам вспороть рептилии брюхо. Но после того как слуги выполнили приказ, вокруг мёртвого монстра распространился такой смрад и зловоние, что англичанин заболел. Надышавшись трупными испарениями, он был вынужден несколько дней провести в постели в одной из ближайших деревень.
Иван Грозный показывает сокровища Джерому Горсею. Картина А. Литовченко. Фото: wikipedia.org
Косвенным фактом, подтверждающим наблюдения иностранных путешественников, являются многочисленные детские игры, хоровые песни, а также пляски и приметы, посвящённые ящеру Яшке, распространённые в России и Беларуси. Огромный пласт древнего фольклора не мог возникнуть на пустом месте.
Даже в центре Минска испокон веков было своё «крокодилье место». Согласно легенде, неподалёку от современного Дворца спорта, построенного на месте Татарских огородов, где река Свислочь делает поворот, когда-то водились крокодилы. По размерам они уступали африканским, имели чёрный окрас, но были не менее агрессивны и прожорливы до мирных горожан, чем их африканские родственники.
Подвеска в виде всадника на ящере. VIII-IX вв. Бронза, литье. Г. Чердынь Пермской обл. Фото: pdnr.ru
«Просто легендой» минских крокодилов назвать сложно, поскольку она неоднократно подтверждалась фактами, в том числе регулярной поимкой зубастых чудовищ. Последний раз белорусского крокодила поймали в Татарском болоте Минска в 1885 году. Впоследствии его чучело долго хранилось в кабинете директора одного из реальных училищ города. К сожалению, во время Гражданской войны оно было утрачено.
Крокодилы Московии
Ареал расселения крокодилов не мог ограничиваться территорией одного государства – Беларуси. В летописных источниках Древней Руси также сохранились свидетельства о фактах обитания крокодилов в пределах средней полосы России. Слово «крокодил» встречается на Руси минимум с начала XII века. Современным историкам известно послание митрополита Киевского Никифора Владимиру Мономаху, где есть такие строки: «И вероваша в животныя, в коркодилы, и в козлы, и в змие».
Биологи уверены: святой Георгий убивает одного из последних европейских крокодилов
В не менее известной Ипатьевской летописи автор, восхваляя Романа Мстиславовича Галицкого, сравнивает его со львом, рысью, туром и крокодилом: «…устремил бо ся бяше на поганыя яко и лев, сердит же бысть яко и рысь, и губяше яко и коркодил, и прехожаше землю их яко и орел, храбор бо бе яко и тур».
Можно предположить, что на Руси за крокодила принимали какое-то иное животное. Но версия разбивается о многочисленные факты путешествий, совершенных по святым местам Египта русскими князьями, купцами, монахами, а также простыми паломниками. Вернувшись домой, славянские путешественники вряд ли могли перепутать крокодила с иным животным.
В Псковской летописи, датированной 1582 годом, есть сведения о необычном инциденте. В документе описывается нашествие крокодилов на Новгород: «В лета 7090 поставиша город Земляной в Новегороде. Того же лета изыдоша коркодили лютии зверии из реки, и путь затвориша; людей много поядоша, и ужасошася людие и молиши бога по всей земли; и паки спряташася, а иних избиша». Что это за река, кишащая тварями, не говорится.
Подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. Представляют собой плоское корытце с пазами для шести колков. Левая (от гусляра) сторона оформлена как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки ящерят.
Исследователи утверждают, что текст записан с чужих слов гораздо позже. Но сам факт нашествия на город аллигаторов, по мнению учёных, действительно имел место. Например, в этом был уверен авторитетный отечественный историк, занимавшийся изучением жизни и быта средневековых славян, академик Борис Рыбаков. Он считал, что этот факт косвенно подтверждается существованием устойчивого культа ящера в Великом Новгороде и других городах севера Руси.
Одна из версий: Согласно описаниям «крокодилов», якобы обитавших до конца XIX века в Минске, они больше напоминали не крокодила, а ихтиостегу — животное из рода вымерших челюстноротых из семейства Ichthyostegidae клады тетраподоморфов (Tetrapodomorpha), живших в девонском периоде и представляющий собой первое промежуточное звено между рыбами и амфибиями (между кистепёрыми рыбами и первыми наземными позвоночными). Лапы ихтиостег были мало приспособленными к ходьбе и, возможно, выполняли функцию плавников. Также у них имелся хвостовой плавник и ряд органов чувств, функционирующих только в водной среде. Тело ихтиостег покрывали мелкие чешуйки. Однако, согласно официальным данным, ихтиостеги вымерли ещё 360,7 миллионов лет назад[16]. Поэтому тот факт, что они дожили до конца XIX века, кажется довольно сомнительным[1].
По мнению писателя Николая Непомнящего, исчезновение в недавнее историческое время крокодилоподобных существ, населявших Восточную Европу, связано с почитанием и обожествлением их язычниками и последующей борьбой с язычеством со стороны христианства, в результате которой эти ящеры были полностью истреблены человеком.
Официальная версия ученых: Крокодилы не могут жить на территории России или Белоруссии, так как они не способны переносить холодные зимы, температура для их жизнедеятельности должна превышать +11 °C. При температуре ниже +20 °C многие крокодилы лежат неподвижно. Для нормального развития крокодильих яиц необходимо, чтобы в течение 90—100 дней температура держалась на уровне +25 °C, что невозможно на территории Восточной Европы. По данным герпетолога М. Б. Ефимова, последние крокодилы исчезли с территории России примерно 15 миллионов лет назад. Последним местом их обитания была территория Новгородской области.
Относительно упоминания в Новгородской летописи о «коркодилах» в Пскове существует версия, что это метафора, описывающая смерть сына Ивана Грозного Ивана, о которой упомянуто ниже, хотя с этим согласны не все.
Также есть предположение, что крокодилы в реке Великой действительно были, однако, вероятнее всего, они сбежали от купца, который приобрёл их во время визита в одну из восточных стран, возможно в Сирию. Стоит отметить, что в Сирии крокодилы также не водятся, однако их вполне могли держать и продавать знатные арабы. Этим может объясняться единичность упоминания о подобном событии в данной летописи. Кроме того, поядоша означает покусать, а не съесть, что говорит о незначительности урона, причинённого крокодилами. Ошибку считают маловероятной вследствие того, что в те годы в России было известно, кто такие крокодилы.
Крокодил был описан в Хронике византийского монаха Геогрия Амартола в IX веке, которая уже в XI веке была переведена на старославянский язык. Также описание крокодила встречалось в книге Хронограф 1512 года. Подробно описал этих рептилий и купец Василий Позняков, посетивший в 1559 году Египет в составе русского посольства. В 1582 году, к которому относится упоминание о нашествии крокодилов, в Египте побывал и дворцовый дьяк Трифон Коробейников